Как ярость большевиков дала жизнь Белому движению

Наследие СССР
Как получилось, что дисциплинированная армия превратилась в толпу, а власть в октябре 1917 года захватили радикалы без роду и племени?

Не только наша повседневная жизнь, но и судьбы целых стран, империй зачастую оказываются сотканы из странных и необъяснимых случаев, совпадений, малозначительных факторов, приведших тем не менее к весьма серьёзным последствиям. Одно из поворотных событий в судьбах сотен миллионов людей — Октябрьский переворот и последующая за ним Гражданская война, видимо были из той же обоймы.

Какие Боги раскинули игральные кости судьбы России?

Читая и слушая материалы о предвоенных годах Российской империи, возникает странное ощущение серии целенаправленных действий, начавшихся задолго до XX века. Страшные в своей неотвратимости события, сотканы из двух главных нитей: раскола общества Никонианской реформой и внешними усилиями европейских доброжелателей, прежде всего с Туманного Альбиона. О том кто, как и через кого финансировал пацифистов, экстремистов и либералов, расскажу пожалуй, подробнее в следующей статье.

А пока рекомендую прочесть мою публикацию Свержение Николая II странами Антанты, которая наилучшим образом подходит к нынешней тематике. Также рекомендую прочитать две статьи о временах раскола: Поворотная точка русской истории — религиозный раскол 17-го века.

картина Д. Шмарина

Если совсем упрощённо, то Романовы своей непродуманной политикой создали условия для возникновения, распространения и становления не просто оппозиции, в нынешнем понимании слова, а антиобщества, про которое классик сказал «низы не хотят жить по старому». Стороннему и заинтересованному наблюдателю это было очевидно, поэтому внешние игроки знали, что и как им следует делать. Как-то в комментариях я спорил на тему того, кто же был движущей силой переворотов 1917-го года? Оппонент утверждал, что исходя из исторических данных, это были меньшевики — эсеры, а большевики «просто» вовремя перехватили инициативу, воспользовавшись ситуацией.

Мол, никто о них добром не знал и всерьёз не принимал…. до октября месяца. У меня на этот счёт другое мнение. Во-первых, «просто» так власть за несколько суток не берут, так могут думать лишь нервические любители исторических фэнтези. Всему этому «вдруг» предшествовала титаническая работа и скрупулезная подготовка. На всяческую конспирацию и подпольщину требовались немалые деньги, которые поступали как из-за границы, так и от внутренних сочувствующих (главным образом из числа староверов). Большие деньги абы кому и незнамо на что не выпадают, это не рулетка. Это во-вторых.

Ну и в третьих, именно радикалы, отморозки и крайние экстремисты — анархисты всех мастей и партий, всегда и везде являются застрельщиками, инициаторами, играют роль запала или катализатора. Помните, как у Высоцкого: «..настоящих буйных мало, вот и нету вожаков..» Безусловно, умеренные сыграли важную роль в этом революционном спектакле, сценой для которого стала вся Россия. Они открыли очередное окно Овертона, подготовив общество во всех его слоях и классах к принятию силы, которую совсем ещё недавно никто и близко бы к власти не допустил.

Но люди ко всему привыкают, особенно если их к этому бережно, но уверенно ведут. На фоне творящегося в империи бардака, слома жизненных понятий и казалось бы нерушимых устоев, население просто — напросто перестало удивляться. И тогда на сцену вышли главные действующие лица, до того момента умело прятавшиеся и мимикрировавшие. И пришли не на пустое место: были подготовлены ячейки, отряды, вооружение, идеология и чёткий план действий — а это совсем не «просто».

Однако с другой стороны, сжималась и пружина силы противодействия, собирая силы для сопротивления. Особенно примечательно то, что как раз слепая и разрушительная ярость неграмотных масс, так умело распаляемая группами радикальных элементов (которых вроде как нет), породила на свет идею и лидеров, сформулировавших встречные лозунги, понятные всем не согласным с переворотом.

рукопашная

Армии.нет

Армия сформированная по призыву — это социальный срез населения, со всеми его проблемами и понятиями. Образование солдат, набранных из крестьян начала XX столетия, не оставляет сомнений в успешности агитации революционно настроенных элементов. Романовы вынудили Россию воевать непонятно за что, как поступали всю историю своего правления, но в этом случае, что-то пошло не так… Бесцельная окопная война, да вдобавок под бездарным руководством императора, была по максимуму использована подрывными элементами из числа радикалов — революционеров.

Хуже всего то, что эти идеи на начальном этапе имели поддержку и среди офицерского корпуса, поэтому задавить разброд и шатание в зародыше не получилось. А после время было упущено и события понеслись вскачь. По сути, власть в армии захватили солдатские комитеты, решавшие будут они воевать или нет, исполнять полученные приказы или решать что делать, самим. С этого момента, армии в её стандартном понимании не стало, это была лишь видимость — толпа вооруженных людей. Войско, дружина, армия сильны в первую очередь дисциплиной и все блестящие победы полководцев, основаны на железной дисциплине их воинов.

Именно этого главного элемента больше не было, линия фронта поплыла, приказы не исполнялись, появились сообщения о расправах над офицерами, пробовавшими навести порядок в частях. В этой обстановке, наиболее лояльных и самостоятельных бойцов стали сводить в так называемые подразделения «ударников», «батальоны смерти». Их личный состав обязался выполнять присягу и приказы. Как и должно быть.

Лавр Георгиевич Корнилов, некоторые сослуживцы называли его «львом с бараньей головой»

Кто поймает рыбу в мутной воде?

Однако подобные меры, только ослабили основную массу, полностью передав её под влияние радикалов. Естественной реакцией офицерского корпуса, стало желание наведения порядка путём введения военной диктатуры. Примерно то же самое пыталось сделать и Временное правительство, в июле 1917-го года объявившее большевиков шпионами германцев, проведя массовые аресты и их разоружение. Верховным главнокомандующим был назначен Л. Г. Корнилов, человек решительный и храбрый, но прямолинейный и с амбициями. Тут же началась подковёрная возня и борьба за власть.

Англичане (куда же без них) всеми силами поддерживали Корнилова, а Керенский понимая свою слабость снова качнулся к Советам и большевикам (а их же вроде никто не замечал и сил у них не было?). В итоге, главнокомандующий заявил свои претензии на вакантное место диктатора и попытался двинуть лояльные ему части на Петроград. Правда в войсках далеко не все разделяли его взгляды и одобряли далеко идущие амбиции. Часть выдвинувшихся соединений остановили командующие округами, а другую — Дикую дивизию и корпус генерала Крымова, железнодорожники загнали по восьми разным веткам в леса.

Там, без подвижного состава, продовольствия и управления, на них накинулись агенты большевиков с активной агитацией, в том числе силами Союза мусульман. Боясь худшего, Керенский реанимировал большевистские организации, раздал вновь организованной Красной гвардии десятки тысяч единиц оружия и допустил их к управлению. Понятное дело, те своего шанса из рук, второй раз уже не выпустили.

Лавра Корнилова и его окружение арестовали, русский Бонапарт так и не состоялся. Керенский смылся, а власть в стране попала в руки к Советам, которые тут же принялись реализовывать свои «предвыборные» обещания и в частности «мир без аннексий и контрибуций». Сделать германцам предложение о сдаче, поручили было главкому генералу Николаю Духонину. Тот не просто не оценил «оказанного доверия» — возмутился! Вслед этому генерал заявил о неподчинении советскому правительству. Ответным ходом большевики направили ему замену, в лице прапорщика Крыленко и просоветски настроенного генерала Бонч-Бруевича.

Тихо! Революционный солдатский комитет думу думает…

Попытки организовать сопротивление силами военных частей фронта, выявили их полную деморализацию и неподконтрольность. И тут Духонин сделал шаг, который даст некоторую надежду «старой» России: в пику предательским намерениям (как он считал) новой власти, выпустил арестованных Корнилова, Деникина, Маркова и других офицеров, в недалёком будущем ставших организаторами Белого движения на юге России! Правда для него этот смелый шаг вышел роковым и смертельным.

Разъярённые «своеволием» генерала революционно настроенные солдаты и матросы, которых он лишил лакомых жертв, требовали выдать его на растерзание. Прибывший к тому времени представитель Петрограда Крыленко, пытался спасти отступника, чтобы предать его политически правильному суду, но всё тщетно. Смелый и честный генерал Духонин погиб страшной смертью, участью, которая ожидала в те дни многих. Многих честных офицеров, чиновников, полицейских и вообще просто образованных людей, попавшихся в руки озверелой толпе, радикалам не признающим доводов разума.

Ответной реакцией стала закономерная сила противодействия, получившая название Белое движение. Оно не имело единой цели, единой координации и управления, зачастую действуя друг другу во вред. Это был порыв патриотов. Просто все они любили Россию и пытались её спасти так, как умели. Но в конце концов, большевиков — интернационалистов вычистили из власти и некоторое время в советской России пытались строить по настоящему народное государство, пока до власти не добрались выходцы из братского народа, первым в числе которых стал Никита Сергеевич Хрущёв… читайте о нём в статье Хрущёвская амнистия бандеровцев — драконово семя Украины.

Продолжение темы Гражданской войны читайте в статье Анархическая вольница батьки Махно.

Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…

Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».

})
Оцените статью
Великая Евразия
Добавить комментарий