Извечный спор: кто же пишет историю — пассионарные активные герои или незаметные буквоеды? Большинству хочется верить, что история зависит от первой категории, но к сожалению, практика доказывает обратное. Приведу вам пример из видео-лекции профессора, доктора исторических наук А. В. Пыжикова. Материал будет гораздо понятнее, если читать его после предыдущих частей раздела «Три века Романовых«: Кто продал Россию полякам в Смутное время? и Хроника династии Романовых.
Общепризнанный фейк
царь Иоанн Васильевич IV (Грозный)
Вы конечно знаете, что в начале XVII века в Русском царстве произошёл дворцовый переворот, низвергнувший прежнюю царскую династию и вытолкнувший на вакантный трон, представителей польско-литовской знати? Наивно было бы думать, будто это произошло само собой, по причинам «законов развития истории». Главным интересантом была Польша, заварившая всю эту кашу, но не добившаяся в итоге для себя долгосрочных выгод.
С другой стороны, результат всё-таки был: огромная евразийская держава, исконно ориентированная на Восток и противостоявшая Западу, была взята под уздцы и заведена в стойло западных ценностей, образа жизни, экономики, религиозных канонов. Именно этот период можно именовать «игом», возглавленным новой царствующей династией Романовых, как выразителями интересов западных финансово-экономических кругов.
Россия была вынуждены принять также и западную идеологию, основанную на фейковой истории страны, придуманной поляками, написанной немцами. По правде сказать, среди Романовых были разные государи и государыни, я ещё в детстве сетовал: как только у России появлялся сильный монарх, так обязательно с ним что-то происходило и он погибал во цвете лет, а мог бы править и править на благо… После чего снова возвращался реакционный период.
Возможно, всё было не просто так. Рекомендую вам прочитать статью Романовы. Угроза династии, из которой можно извлечь несколько весьма интересных и поучительных моментов, не афишируемых в нашей официальной историографии. Тема сегодняшнего материала также претендует на новость, хотя хорошо известна широкому кругу специалистов узкого профиля — кто закрепостил крестьян на Руси? На первый взгляд, вопрос достаточно излагается в школьных учебниках и вузовских пособиях, если бы не одно очень важное НО.
Краеугольным камнем сути крестьянского вопроса, является закрепощение, то есть закабаление крестьян, низведение их в состояние рабов при хозяине, официально ставших живыми вещами. Как у каждого исторического факта, у этого позорного и важного поворота есть свои авторы, вот и попробуем разобраться, кто же низверг самое многочисленное российское сословие в рабство, а государство остановил, задержал в поступательном развитии почти на 300 лет?
сценка из крестьянского быта
Ну конечно, это всем известный «тиран» и «губитель» Иоанн IV Васильевич из рода Рюрика. Самая удобная фигура для обвинения во всём, с точки зрения европейской, а значит и нашей историографии. Это он, «душегуб» и «кровавый палач», закабалил огромную крестьянскую страну, лишил бОльшую часть населения прав и возможностей, кому ж ещё?! Об этом нашим детям рассказывают в школах, а затем ещё раз подтверждают в ВУЗах: Указом от 26 ноября 1581-го года, «душегуб» взял и отменил благословенный Юрьев день!
Поясню, на всякий случай, что для устранения разнобоя и простоты судебных разбирательств, на Руси с XI века был установлен единый период расчёта (неделя до и неделя после 26 ноября по новому стилю) между владельцем земли и её арендатором, с последующей возможностью перехода к новому землевладельцу или на другой способ хозяйствования. Если крестьянин расплатился с налогами и кредитами, он становился свободным субъектом, вольным по своему усмотрению применить силу, талант и способности.
Разумеется, находились такие, кто по различным обстоятельствам не мог или не хотел расплачиваться и самовольно покидал место проживания, «приписки» к земле (ни интернета, ни личных документов для проверки статуса, в те благословенные времена не было). Такие попадали в разряд беглецов, со всеми вытекающими, согласно Судебников, последствиями. Но формально крестьянин мог, говоря современным языком, заплатить налоги, «подписать обходной лист» и уйти куда глаза глядят. Этот то период, якобы и отменил «поработитель» своим именным указом.
Фишка заключается в том, что указа этого никто никогда не видел и текст его не известен. Он каким-то замысловатым образом всплыл в обсуждениях XVII века, но оказался неуловим, как утренний туман: природа его ощущается, а ухватить не можешь. Но наших историков просто так не проймёшь, сформировались целых два направления, объяснявших отсутствие текста несуществовавшего указа. Первые, к коим относились Карамзин, Соловьёв, Костомаров и другие держались версии временного отсутствия документа. Когда-нибудь найдут.
Вторая группа учёного сообщества, вероятно потеряв всякую надежду найти то не знаю чего, или будучи просто реалистами, предлагали компромиссный вариант: указа в письменной форме нет, потому что он был провозглашён устно. Всего и делов! Грозный конечно тиран, но указ при нёмм, при нёммм, как слышно? В этом стане удобно расположились такие гранды, как Ключевский, Погодин, Милюков. Блуждающий в умах историков и политиков документ, со временем превратился в сокровенный артефакт, который никто не видел, но все в него верят.
царь Алексей Михайлович (Тишайший)
На голубом глазу
Расследованием документооборота вокруг крестьянских вольностей, занимался даже Лжедмитрий I, на полном сурьёзе строивший из себя радетеля и благодетеля, пока его не раскусили и не попёрли из Кремля. По его царственному поручению собрали обширный материал по вопросу, но того самого указа в перечне не числилось, а значит и не было. Зато был Указ об установлении пятилетнего срока розыска беглых, изданный 24 ноября 1597 года царём Фёдором Иоанновичем и действовавший в годы правления Бориса Годунова.
То есть государи постановляли, что крестьяне покинувшие без расчётов и «обходного листа» поместье, в котором вели хозяйственную деятельность, активно разыскивались на протяжении 5 лет, после чего становились вольными людьми. Другими словами, этим косвенно подтверждалось у крестьян право перехода согласно установленного порядка, если оговаривалось наказание за его не соблюдение. В Уложении Василия Шуйского, также была оговорена такая мера, но уже с более длительным сроком розыска беглецов.
Да и как этакому крамольному указу быть, если высший совещательный орган Русского царства Земский Собор, вплоть до 1632-го года включал в себя делегатов от крестьянского сословия — самого многочисленного на Руси?! Разве они позволили бы такому случиться? Чтобы протолкнуть лишение крестьян законных прав вольных людей, нужно было кардинально изменить государственную систему. И тут мы как раз подходим к тому времени, когда произошёл дворцовый переворот и смена правящей династии.
Чтобы не повторяться и не пересказывать весь материал, рекомендую вам всё-таки прочесть две статьи, ссылки на которые даны в начале публикации. Вкратце напомню, что в результате интриг польско-литовской элиты, жаждавшей возглавить и владеть обширными землями на востоке, были произведены ряд действий, приведших к смерти царя Иоанна Грозного от яда. Следом за ним отправили его наследников, затем создали прецедент выбора царя, не имеющего отношения к династии Рюриковичей.
В итоге, возвратиться к престолонаследию планировалось путём воцарения польского королевича Владислава, принадлежавшего к «варяжской династии». Но в сложный и весьма замысловатый польский план, неожиданно вмешалась непреодолимая сила, в лице русского народа. Вторым народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским, польских мечтателей «попросили» наладиться поближе к дому. Это логичное, но строгое предложение имело весомые последствия.
схватка с польскими захватчиками
Оскорблённый в лучших чувствах король Речи Посполитой Сигизмунд III (отец Владислава) решил доиграть партию до конца и намеревался взять власть грубой силой. С другой стороны, после изгнания всяких поляков из Кремля, ополченцы с чувством выполненного долга вернулись к насущным делам, на то они и ополченцы. В Москве остались по-большей части те, кто либо присягал Владиславу (а значит Сигизмунду), либо участвовал в авантюре Лжедмитрия II.
Сами понимаете, честных патриотов среди этой публики можно было и не искать. Русское царство раздиралось хаосом боярских интриг, посему самым логичным решением стала опора на вооружённую силу, которая из Тушинского лагеря дружно переехала в московские палаты. Путём различных компромиссов, угроз и договорённостей, на русский трон был избран Мишка, сын Филарета, который на тот момент томился в гостях Сигизмунда.
Он там договаривался о сдаче русских земель польскому королю, когда на сцену вышли Минин и Пожарский. Думаю не нужно доказывать, что свежеизбранный Михаил Фёдорович представлял собой литовско-польскую партию и само собой разумеется, в ту же сторону повёл понемногу страну наследницу Золотой Орды. Однако время для резких перемен ещё не пришло, династии предстояло укрепиться на троне. Зато его сын Алексей Михайлович крепко взял поводья в руки и начал уверенный разворот.
Царь был объявлен не просто избранным из правящей элиты, то есть первым среди равных, а помазанником божьим на земле. Его решения уже нельзя было обсуждать, их предписывалось слепо исполнять. Этот тезис устраивал не только самого царя, он был в интересах окружавшей его элиты, ведь они задумали реализовать в российских землях принцип порабощения населения, вовсю использовавшийся на Западе. К примеру, в Польше закабаление населения произошло в середине XVI века, около ста лет ранее.
Правящей элите нужен был покорный плебс, тягловое быдло, а не народ. Так гарантировался стабильный высокий доход, при минимуме усилий. В середине XVII века царь и его польско-литовское окружение, было готово узаконить нужные им изменения. Для этого была сформирована комиссия, активными участниками которой являлись Одоевский, Прозоровский, Волконский, дьяк Грибоедов (по отцу Грижбовский). Сии достойные выходцы польско-литовские, подготовили эпохальный проект Соборного уложения 1649 года.
ярмарочное торжище в русском городе
Как крестьяне превратились из народа в «души»
Целых семь месяцев Земский собор обсуждал, правил и дополнял свод законов, призванный навести порядок и свести воедино различные указы, законы, другие нормативные акты. И в итоге, новое Уложение было передано в печать, чтобы регулировать жизнь государства российского, без малого 200 лет, до 1832-го года. Этот документ не просто соединял разрозненные повеления, он устанавливал на Руси принцип византийского права и основанных на нём литовских статутов.
Чтобы вам была вполне понятна суть нового Уложения и его влияния на жизнь абсолютно всех сословий Русского царства, немного расскажу о византийском праве, ибо это стоит того, чтобы знать. Оно было сформировано императором Юстинианом в VI веке и названо по имени автора Кодексом Юстиниана. Знаменитый правитель отсортировал и кодифицировал многочисленные нормативные акты, сведя их в отдельные кодексы по принципу предмета применения.
Принятый им Кодекс наказания за преступления, был основан на различной мере ответственности за одинаковые деяния, в зависимости от богатства и родовитости. То есть была введена сословная градация: беднякам наказание по полной мере, богатым — всепрощение или штраф. Думается, не сложно понять, чьи интересы преследовал этот важный документ. Его принцип был отменён лишь в период иконоборчества, равноправие торжествовало почти 150 лет, но как мы все знаем, всему хорошему рано или поздно приходит конец.
С приходом к власти македонской династии императоров, «сословные» нормы вновь ввели в правоприменительную практику. Этот полезный для богатых и родовитых принцип наказания, пришёлся по душе многим правящим элитам на Западе, вызвав к жизни разнообразные копии. К примеру, уже упоминавшиеся Литовские статуты 1588-го года — великолепный образец сословного разделения. Полными правами обладали только высшие духовные лица и крупные феодалы, мелкие собственники провозглашались их вассалами.
Безземельная шляхта состоявшая на службе у пана не могла покинуть службу без его согласия и не имела право продавать полученное в период службы недвижимое имущество. Челяди вообще ничего не полагалось, только работать на пана. Этот то принцип и не давал покоя новой российской царской династии, а также её окружению, выходцам из польско-литовских земель, где византийское право действовало уже почти 100 лет. Жизнь крупных землевладельцев, при таком походе, была похожа на сказку, на праздник.
Не удивительно, что новая московская элита так к ней тянулась. Итак, исключив из числе делегатов Земского Собора крестьян (самое многочисленное российское сословие), Алексей Михайлович (Тишайший) добился принятия дискриминационного документа. Одним из новшеств было провозглашение помещиков законными представителями царской власти на местах. Учитывая тезис о богоизбранности правящей династии, введённый в российский оборот, решения помещика становились «освящёнными» высшей властью.
Землевладельцам и суд в таких условиях был не нужен, они становились полновластными хозяевами не просто земель, а земель с «душами», то есть проживающими крестьянами. Этим Уложением, подавляющая часть населения России низводилась в статус рабов при хозяине-землевладельце. И никаких тебе отсылок к несуществующим указам об отмене Юрьева дня. Само собой разумеется, документ вводил сословную градацию при определении наказания, а также понятие государственного преступления.
Список деяний предусматривающих смертную казнь значительно расширили и довели до 60 (!), чего ранее никогда не было. Лишение жизни полагалось даже за попытку самовольного («через голову» помещика) прошения царю. Историки также заметили, что некоторые отрывки Уложения, полностью совпадают с письмами крупных землевладельцев, в которых те слёзно умоляли и упрашивали царя ввести приятное во всех отношениях (для власть имущих) византийское право. Другими словами, составители документа не особенно заморачиваясь, попросту скопировали хотелки землевладельческой элиты.
смутное время октябрьского переворота 1917-го года
И нечего на Ивана кивать
Уверен, что в этом новшестве законотворцы переплюнули не только литовские статуты, которые брали за образец, но и сам Кодекс Юстиниана. Таким образом, с 1649-го года в России вводилась сельскохозяйственная экономическая модель, а крестьянам прямо запрещалось заниматься любой предпринимательской деятельностью, кроме работы на земле помещика. Развитие, как сейчас принято называть, малой предпринимательской деятельности снизу, было полностью заблокировано. Такой привилегией обладал только высший сословный слой общества.
Подобная картина, в целом наблюдалась до XIX века, когда в законодательстве наклюнулись слабые, запоздалые изменения. Следует отметить, что несмотря на драконовские меры и ограничения, купцы и предприниматели из низших сословий всё-таки появлялись, но вопреки, а не благодаря существовавшим условиям. Главным образом, это были выходцы из старообрядческой и староверческой среды, воспользовавшиеся общинной кассой взаимопомощи, чтобы выкупиться у помещика и начать своё дело.
Надо ли уточнять, что никакой банк им кредит не предоставлял? Так создавалось, практически параллельное высшему свету, экономическое сообщество, настроенное резко оппозиционно по отношению к власти. Именно отсюда пробивались первые ростки настроений, вызвавшие новую великую смуту начала ХХ столетия. Рекомендую к прочтению по теме статью Поворотная точка русской истории. Было бы странно думать, что царская династия не попробует отвести от своей фамилии грязное пятно реакции и закабаления народа.
Романовы следуя традициям княжеской Руси, активно переписывали историю государства под себя, фальсифицируя подлоги родословных, чтобы обосновать занятие русского трона, а также очерняя предыдущих правителей, приписывая тем то, что было совершенно ими самими. Я рассказывал о таких фактах в статье Хроника династии Романовых (Часть 3. Подлог о родстве с Иоанном Грозным). Алексей Михайлович прозванный в народе Тишайшим, на самом деле был личностью чрезвычайно активной, не сидел сложа руки, просто не выставлял свои усилия напоказ.
Как принято выражаться в наше время, он был не публичен, однако дело своё знал туго. На его совести не только закабаление российских крестьян и принятие реакционного Соборного Уложения, затормозившего державу в развитии на 200 лет. Не останавливаясь на достигнутом, он начал реформу православной церкви. И главным проводником её на начальном этапе был, как вы знаете, патриарх Никон. Но мало кому известно, что сей иерарх не всегда был на волне партии власти. После принятия Уложения, он горячо и громко протестовал, справедливо кляня её авторов.
Свершить сие могли, по его словам, «злодеи и разорители Закона евангельского». Но потрясал посохом он не долго, ему смогли быстро объяснить, что этот свод законов исключительно в интересах высшего духовенства, к коему он без сомнений относится. И может здорово подняться, если правильно выберет сторону. Никон выбрал и спустя непродолжительное время возглавил уничтожение русской православной традиции. В то время, как главный источник, организатор и вдохновитель гонений на веру и здесь остался за кадром.
Перемены не всегда к лучшему: зачем Россия сбилась с восточного пути?
Рекомендую к прочтению статьи по теме: Возврат христианства к ведическим истокам? и На Руси было четыре разных версии христианства?
Подытоживая написанное, можно констатировать: воцарение на русском троне представителей литовско-польской элиты, привело к смене ориентации не только в международной политике Русского царства, но и принятии экономической модели, а также фактическому униатству с католической церковью. Рассказ об этом будет в следующей части. А история с несуществующим указом Иоанна Грозного, была призвана отвлечь внимание потомков от преступления Романовых против российского народа, чужого для самой династии и окружавшей её элиты.
Продолжение смотрите в материале Итоги дома Романовых. Чужой народ в своей стране.
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история.
Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы» . Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries, где возможна услуга «печать по заказу», а также в приложение МТС «Строки» и «билайн книги».