Часть 1. Сам себе командир
С появлением свободного доступа к материалам в интернете, многие события и исторические личности приобрели совсем другую окраску и смысл. В частности, воспеваемый романовскими, а следом за ними советскими официальными историками Пётр I Романов, видится уже не таким уж насквозь положительным героем, каким нам его рисовали на страницах учебников и старых фильмах.
О его противоречивом правлении я уже писал ранее статьи: Этот странный царь Питер… / Как нас лишают исторической памяти. Кто украл у России 5508 лет истории?
В этой публикации расскажу об двух эпизодах, ярко характеризующих ту эпоху, нравы и характер Петра Окаянного. События тесно связаны с церковным расколом, сопровождаемым гонениями на старообрядцев и староверов, начавшихся ещё во времена Алексея Михайловича Романова, а ко времени Петра практически завершившихся полным подавлением строптивцев и ослушников.
Следует понимать, что нейтральный термин «подавление» несёт в себе самую страшную смысловую нагрузку.
«… в европах нынче так не носят…!»
Операция «Наследник»
Император российский вошёл в историю, как яростный противник всего русского. Пожалуй трудно будет найти в длинном списке наших правителей, другого такого же ненавистника, каким являлся Пётр Алексеевич. Его маниакальную ориентацию на всё европейское можно сравнить лишь с подобного же рода яростным стремлением сломать дедовские устои, заменив их (по его представлениям) новыми, удобными.
Не обошёл своим вниманием царь-реформатор и чрезвычайно важный вопрос престолонаследия — лествичное право, подтверждающее переход право правления от старшего к младшему. Со времён триумвирата Ярославовичей, оно почти 700 лет позволяло упорядочить вопрос старшинства и исключить кровавые распри за власть в стране, позволяя государству предсказуемо развиваться.
Но новатор Питер и здесь внёс свой вклад, разрушив устоявшийся и полезный обычай. Дело для него было важнее, чем кажется на первый взгляд и касалось оно не простого каприза или прихоти первого императора Всероссийского, но продолжения начатой линии на разрушение русских традиций, насаждения чуждых порядков.
Пётр Алексеевич допрашивает Алексея Петровича
Старший сын Петра Алексей, не поддерживал точку зрения отца и резко возражал против его внутренней политики. Возможно, дело было в том, что он в отличии от известного нам человека названного Петром I, точно был наследным царевичем, вырос подле русского престола и получил соответствующее образование. Разногласия отца и сына зашли настолько далеко, что Алексею пришлось скрыться из России.
Но если бы дело было исключительно в родственных разногласиях… Гораздо опаснее для императора стал факт наличия тайных сторонников позиции сына в России, по сути — оппозиции власти прозападного самодержца. А этого, как учит нас история и жизнь, правители в нашей стране боятся как огня. За Алексеем кинулись в погоню и продажная Европа в очередной раз прогнулась под демонстрацию силы.
На похищение царевича просто «закрыли глаза». Батюшка добравшись до самовольного отпрыска был строг, обвинил того в заговоре против отца и попытке захвата власти. Уже летом 1718-го года Алексей Петрович был предан суду и осуждён как изменник. А 7 июля 1718 года он скончался в Петропавловской крепости, как это водится от удара, вроде бы не выдержало сердце заговорщика.
солдаты Петра
Надо ли уточнять, что официальная версия вызывала (и чем дальше, тем больше вызывает) сомнения? Но так или иначе, а старший сын монарха выпал из числа наследников престола, следующим был младший — Пётр Петрович, умерший не дожив и до четырёх лет. Теперь, по логике действовавшего до 1722-го года закона о престолонаследии, преемником должен был стать царевич Пётр Алексеевич, внук царя и сын опального Алексея Петровича, круг замкнулся.
Понятное дело, самого Петра и его деятельное окружение, привыкшее жить в европейской роскоши и на широкую ногу, это совершенно не устраивало. Уж очень велика была вероятность консолидации вокруг внука той самой оппозиции, сторонников исконно русских порядков, которых по понятным причинам было абсолютное большинство. И тогда царь Питер сделал решительный шаг — «ход конём».
В 1722-ом году он издал указ о НАЗНАЧЕНИИ наследника, независимо от старшинства в Роду, то есть признал свою диктатуру. Всеобщее возмущение было настолько велико, что потребовалось специальное обоснование «карманной» церкви. Православная церковь в России в то время была синодальной, то есть подконтрольной светской власти, по сути — один из её институтов. Ею и был издан документ «Правда воли монаршьей».
Тартарский бунт
Дабы утвердиться в принятии воли монаршьей, указ сей стали возить по городам для «целования», то есть признания и присяги об исполнении. И как оказалось, не зря. В одном из сибирских городков под названием Тара, в котором обосновались старообрядцы (не без основания считавшие Петра антихристом), требование признать следующим правителем некоего инкогнито — без имени, рода и племени, поняли как «тот, чьё имя нельзя называть» — натурально, дьявола.
Несколько скитов собравшись на сход, решили отказаться от присяги и написали возражения сиятельному Питеру. О чём и было заявлено на городской площади, при всём честнОм народе, собранном гуртом для заслушивания императорского указа. Воспитанные в старых традициях, старообрядцы не учли, что выслушивать возражения подданных, не в европейских традициях того времени!
В ответ на завязавшийся диалог населения с высшей властью, в сибирский городок Тара прибыли регулярные подразделения Московского и Санкт-Петербургского пехотных полков с артиллерией и конницей, всего более 600 человек. Часть возражавших засела в домах (сибирские дома, это почти крепости!) и оборонялись как могли. Один из таких оплотов, ввиду невозможности дальнейшего сопротивления, совершил самоподрыв пороховым зарядом.
старообрядческий скит
Виновные в выражении собственного мнения были наполовину повешены, наполовину сосланы (куда — это же Сибирь?!). По окрестным скитам прошлись с обысками и дознанием, методы которого были таковы, что в последующем, многие скиты предпочитали самосожжение. Этот способ так понравился военным карателям (офицеры, кстати, как правило были иностранцами), что они поставили его на поток.
Как утверждают исследователи, многие из случаев самосожжения, на самом деле, были просто сожжением. Вдоль ведущих в Тару дорог стояли виселицы с казненными, отец Сергий (один из попов-старообрядцев) был четвертован. Розыски и дознания по «тарскому делу» прокатились по всей Западной Сибири — власть не могла упустить такой удобный повод и расправиться с инакомыслящими.
Казни, повешения, колесования, и сажания на кол продолжались вплоть до 1735-го года! Это спустя 10 лет после смерти самого царя Питера! Общее число казненных, наказанных кнутом и сосланных, исчислялось тысячами. Это косвенно говорит о том, что в Сибири в те времена проживало огромное количество людей, не принявших никонианскую реформу и европейские порядки Романовых.
Интересно, что Окаянный царь не смог воспользоваться своим указом: рука лежащего на смертном одре Питера уже не держала перо, а горло издавало лишь хрипы и стоны… Огромная страна вступила в череду переворотов. А действие древнего наследия власти согласно лествицы, вернул незаслуженно оплёванный Пётр III, о чьём недолгом правлении я писал статью Убийство внука Петра Первого-трагедия России
Часть 2. Бунтари
Слово за стрельцами
Была в России сила, которую никто не мог сбросить со счетов — это стрельцы. У нас в СМИ почему-то бытует мнение, будто этот род войск выродился, обветшал и сам собой развалился, передав эстафету полкам так называемого «нового строя». На самом деле, это совсем не так. По свидетельству специалистов и современников, в подавляющем большинстве своём, стрелецкие формирования превосходили по выучке и дисциплине муштрованных солдат европейского типа.
Это кстати, прекрасно было продемонстрировано засевшими в редутах московскими стрельцами из Ямбургского полка в Полтавской битве. Отличились стрельцы и под Нарвой, и в Прутском походе, однако была один существенный нюанс — они имели своё мнение, это была часть народа. Выделенная, профессионально обученная воевать, но не оторванная от общей массы населения, живущая той же жизнью, что и вся остальная Россия. Понятно, что и проблемы у них были те же, и чаяния, и заблуждения, и конечно, убеждения.
Всё это и предопределяло активную роль стрелецких полков в политической жизни государства российского, когда в нём происходили перемены или слом старых порядков, традиций. В последующем, кстати, эту роль взяла на себя гвардия, возносившая и низвергавшая одного монарха за другим. Надо ли уточнять, что шкипер и бомбардир Питер, давал своими действиями стрельцам массу поводов для сомнений и недовольства?! И не только им одним, вся Расея гудела, как рассерженный улей….
Сказал в Европу — значит, в Европу!
После мятежа в Москве, подавленного не достоверно установленными силами, вернувшийся из европ домой шкипер, начал деятельные преобразования. Его ставленники в городах и весях, опираясь на иностранных офицеров, коих расплодилось по всей стране немыслимое количество, старались повторять ужимки своего императора. В Астрахани продублировали Указ Петра о внешнем виде, согласно которому, все должны были выглядеть впредь по-европейски: «носить платье верхнее и исподнее (!) немецкое, зимой саксонское, а штаны французские», мужчины – еще и бриться..
Дабы заставить добрых православных носить этакую срамоту, на улицы выходили патрули. Проверяли одежду (интересно, исподнее тоже?) и могли попросту обрезать слишком длинное, а следовательно не европейского покрою платье (верхнюю одежду). Астраханский воевода по примеру царя, самолично резал бороды и брил усы, не взирая на чины и сословия. Жестоко, с кровью, но самое главное — неслыханный позор и оскорбление! Для мужского населения того времени, борода и усы были не просто символом добропорядочности, но несли в себе сакральный смысл.
Для понимания представьте себе, что сегодня начнут резать и брить бороды у мусульман… вот именно такой эффект производили подобные экзекуции и на астраханцев. Недовольство копилось и росло. Как всегда бывает в таких случаях (наше время не является исключением), за реальными сумасбродными указами, начали плодиться слухи о ещё более кощунственных указаниях. Якобы теперь, российским бабам запрещались браки с соотечественниками, сроком на семь лет! И вот-вот в город нахлынут счастливые соискатели…
Это в наше время у границ города и по обочинам дорог, могли выстроиться очереди встречающих своё счастье невест, а в те времена, выйти замуж за инородца, иноплеменника и (упаси Бог) иноверца было не просто позором — такие девки считались вымороченными из роду-племени, по сути вычеркнутыми из «списков живых», означая полное забвение в жизни и невозможность попадания в царство Божие (подробнее о представлениях крестьян того времени, я писал в статьях цикла «Вера наших предков») после смерти.
Пока дело касалось только мужиков, все худо-бедно терпели, но когда взвыли бабы, соответственно и мужикам спасу никакого не стало… назрела революционная ситуация.
К. Маковский. Боярский свадебный пир
И грянул («свадебный») бунт
От страха заполучить инородца в мужья, за един только день, в Астрахани обвенчались более 100 (!) пар. Конечно, подлинной основой для бунта являлась непосильное экономическое бремя, взваленное царём-реформатором на российский народ. Налоги вводились буквально на всё, более того, пересматривались и увеличивались старые поборы, народ разорялся и выл… В конечном итоге, всё это закономерно привело к смуте.
Ночью восставшие взяли астраханский Кремль, вырезали воеводу и офицеров-иностранцев – всего триста человек. Тут же вернули старинные порядки: создали выборный орган – городской совет, сделали гласными суды. Снизили налоги, повысили жалование ремесленникам. Народ вздохнул полной грудью и безмятежно жил целых восемь месяцев, пока у самодержца не возник вопрос о недоимках с Астрахани. Собственно говоря, ему было глубоко плевать, как и чем живёт его страна (а может и не его, если принять во внимание конспиративные теории) — платили бы подати на его затеи.
Но когда образовывались долги, да не хватало денег на очередную авантюру, свежеиспечённый император был предельно строг. Оторвавшись от ведения Северной войны с теми, чьи ценности он так рьяно навязывал народу, Питер послал в Астрахань карательный корпус. Иностранные наёмники справились: бунтовщиков зачистили, почти четыре сотни зачинщиков два года пытали, потом казнили на Красной площади, а трупы их, в назидание другим вывешивали на виселицах вдоль дороги к Москве.
Разговор власти с народом в те времена, был предельно короток и это было прямым следствием введения европейских порядков, ибо раннее, при Рюриковичах — созывались Земские соборы, через которые представители различных сословий несли свои нужды правителям. Но Романовы, начиная с самых первых пор прививали западноевропейскую систему, в которой не было места народу, ему отводилась роль скота. И к царствию Петра многие процессы, начатые его предками, вошли в свою завершающую стадию, в том числе и отдаление власти от своего народа.
С тех пор народ российский жил сам по себе, а власть, чиновники и высший свет жили сами по себе. Они имели противоположные представления, по большому счёту разные религии, языки и практически не пересекались между собой. Интересно, что Екатерина Великая пыталась понять народ российский, у историков есть даже особое выражение для её исканий — «хождение в народ», но это будет совсем другая история.
Наше же повествование о бунтах против новых порядков царя Петра, называемого некоторыми исследователями Окаянным завершилось, как и ожидалось на трагической ноте. Но это не конец, я продолжу рассказывать вам, уважаемые читатели, о некоторых фактах и итогах его правления в следующих публикациях. Продолжение читайте в статье Этот странный царь Питер…
Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…
Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».