Бесконечно долго по дорогам Руси / России ходили босоногие странники. Не имея, в отличие от, к примеру, еврейских купцов, ярко выраженной цели, не стремясь извлечь тем или иным способом прибыль из своих странствий, они на протяжении долгого времени оставались загадками для власть предержащих.
Нервные импульсы
Следует сразу оговориться: власть они интересовали фрагментарно, и по большей части это было связано с требованиями церкви. Запросы церковной элиты на преследование странников стали поступать после знаменитого церковного раскола середины XVII века, названного впоследствии Никонианской обрядовой реформой.
Старое понимание веры Христовой никуда не делось, оно просто перешло в разряд неофициальной, так же как и следование старым обрядам, наперекор новым греко-римским уложениям. Появились «беспоповцы», «бегуны» и другие общины дореформенных версий христианства. Возможно, вы будете удивлены, но ранние формы христианства были настолько тесно переплетены с народными культами, что составляли практически единое целое.
Рекомендую к прочтению по теме статьи: Огнём и мечом — как утверждали нынешнюю версию христианства / Возврат христианства к ведическим истокам? / На Руси было четыре разных версии христианства?
И здесь мы сталкиваемся с удивительным явлением — абсолютным непониманием научным сообществом народа, который составляет основу страны. И ладно бы иностранные учёные были в этом замечены, но ведь и наши доморощенные люди от науки смогли увидеть только поверхностную суть явления странничества.
Впрочем, чему удивляться, если власть заинтересовалась своим народом только в конце XVIII века, а собственно этнография как наука оформилась и вовсе в XIX веке. Кем и каким образом добывались данные о народах, населяющих Российскую империю, — история отдельная. Всем рекомендую прочитать мою статью на эту тему Кто и когда собрал сведения о народах России? А мы, пожалуй, вернёмся к странникам. Русское странничество в науке признано явлением исключительно российским, или, точнее, восточнославянским.
Было бы удивительно, если западные русофобы обошли стороной такое загадочное, да что там — непостижимое по их понятиям занятие. Закономерно и объяснение: «Идея движения без очерченного ориентира составляет архетипическую идею русского сознания, реализуясь в разные исторические периоды определённым образом в деятельности или тексте, но сохраняя свой инвариант: представление о самоценности движения, а не цели».
Движение, а не цель… или «Дорога без конца как русская национальная идея». Если перевести на простой и общедоступный язык: «бестолковые метания русских дикарей» или «дурная голова ногам покоя не даёт». Наши учёные мужи предложили более элегантный выход из непонятной ситуации, объявив один из подвидов (христианского) странничества единственным. Так родились бесконечные рассуждения о некоем религиозном подвижничестве, поиске истины, смысла и даже Бога.
сюжет исцеления каликами перехожими Ильи Муромца
Оставляя за скобками не вполне понятные мне поиски Бога в бесконечной и бесцельной дороге, отмечу немедленно появившиеся философские наслоения и построения, весьма далёкие, на мой взгляд, от странничества. Самое интересное в этом то, что учёные и философы, напряжённо работая над разгадкой феномена, то ли не догадались, то ли не удосужились изучить народные представления. Мировоззрение, чаяния, цели, верования, наконец.
Иначе новые знания сильно расширили бы их горизонты и интервал поиска. Ведь странники существовали на Руси задолго до христианства. Просто назывались они по-разному, язык этноса живёт вместе с народом, немудрено, что со временем изменяются его структура и смыслы, изначально заложенные в слова. К примеру, все мы (кто учился в советской школе) знаем о каликах перехожих, приходивших к главным героям былин и сказаний.
Они, как правило, тем или иным образом давали ценную информацию или подсказывали выход из сложной ситуации. Складывалось впечатление, что появлялись они в трудные моменты рядом с героями эпосов совсем не случайно, делали своё (порученное кем-то?) дело и неизменно исчезали, продолжая путь по одному им известному маршруту. Спешили к следующему герою в сложной ситуации?
Теперь приложите фантазии учёных о поиске смысла к изложенным примерам из былин. Получится нечто невразумительное. Всё перепутали эти «высоколобые»… Конечно, бывает, человек теряет нить своей жизни, и характер или жизненная ситуация толкают его искать потерянные ориентиры и (или) ответы на неразрешённые вопросы. Но это всё по линии психологии, а не теологии.
Представьте себе языческие храмы, раскиданные по необъятным просторам, лишённые телефонной и вообще какой-либо связи, но требующие тем не менее взаимного общения. Святилища не были отдельно стоящими капищами разных богов, как нас сейчас настойчиво уверяют. Славянские верования — это единобожие со сложной структурой божественных проявлений во всех сферах нашего мира.
Рекомендую к прочтению по теме статью Когда русские вспомнят своих Богов…
А также других миров, наличие которых сегодня может вызвать смех или ухмылку лишь у человека необразованного и незнакомого с элементарной физикой. Логично предположить, что, имея одного Бога на территориях целых материков, служители культа просто обязаны были иметь непрерывное общение. Каким же образом общались волхвы? Ножками, ножками, но не сами — они были привязаны к своим святилищам и покидали их лишь в самых крайних обстоятельствах.
Для передачи информации и материальных посланий имелись специально обученные люди, которых мы теперь зовём странниками. Это не исключительно наше изобретение, достаточно вспомнить странствующих китайских монахов (у нас известные как шаолиньские), азиатских дервишей или еврейских купцов рахдонитов. Подобных примеров можно привести множество, странно, как это не приходило на ум задумчивым и сверхобразованным учёным.
Странники не подчинялись законам тех территорий, через которые проходили, не имели собственности, как правило, не распространялись о целях своего похода в то или иное место, верили в рок и предназначение. Это не значит, что законы на них не распространялись, но вряд ли с ними решались связываться представители власти или тати-душегубы. Об этом, в частности, нам рассказывают былины, о том же подсказывает простая здравая логика.
Ссориться с «ведающими» и ведущими диалог с Богами — себе дороже. В конце концов, все рано или поздно обращаются к высшим силам за помощью, советом или знаком. Поэтому и ходили странники безбоязненно через границы княжеств и государств. Кроме этого, можно предположить наличие у профессиональных «курьеров» древности специальных знаний, навыков и качеств, помогавших им в пути. Другими словами, всё, что пишут учёные о странниках, можно расценивать лишь малой частицей необъятного пласта.
Остаётся отметить, что и паломники, и скитальцы, и странствующие различных профессий, разные бродяги, представители криминалитета, просто путники не имеют ничего общего со странниками, за исключением разве что общих путей-дорог. Рискну предположить, что никуда не исчезли они и сегодня. Приспособились, мимикрировали под изменившуюся среду, но по-прежнему служат своему делу, передавая то, что нельзя доверить телефону или транспортной компании.
здание Лавки Странника на месте воеводского дворика в г.Пензе
Хранители «Лавки странника»
Настоящая Россия не в столицах, она в уездных городах. В них встречается искренность. которая казалось бы уже покинула эту землю, но нет — жива, жива душа народа. Одним из таких мест можно по праву считать Пензенскую губернию — настоящую провинцию, российскую глубинку. Земли Волжско — Окско — Сурского междуречья, сегодня принято считать основным местом расселения древней мордвы. Удивительно, почему этот народ принято называть именами двух других, родственных, но других этносов?
Фино-угорские племена… что за дичь? Финны образовались совсем из другой ветви представителей гаплогруппы N1а, прошедшей с Урала севером, а угры — отделившаяся часть этноса ушедшая южнее и жившая преимущественно в степях. Все они пришли с Урала, так может правильнее было бы их называть тогда уральцами? Но наши учёные тянутся к европейской модели, своя собственная их отчего-то не вполне устраивает, вероятно недостаточно цивилизованна в их представлении?
Как бы то ни было, а древние уральцы пришли на Восточно — Европейскую равнину не на пустое место. Здесь уже с III тыс. до н. э. жили представители Фатьяновской культуры, имеющие гаплогруппы R1a1a1-M417 (условно предковая) / R1a1a1b2-Z93 (южноазиатская, условно скифская), R1a1a1b-Z645(Z283) (классическая арийская) и даже Q1 — сибирской. Таким образом, они были носителями гаплогруппы R1a, но ветви Z93, распространённой в Центральной и Южной Азии, а не ветви R1a1a1b1-Z283, распространённой в Европе.
сувенирное оружие в Лавке Странника
Через эти земли проходила возвратная миграция арийских народов, стыдливо названных учёными «таинственными тохарами». Путь их пролегал через всю полосу евразийских степей и закончился в районе Таримской котловины, где они влились в древний родственный этнос. Надо понимать, что миграция целых народов, это не военный марш. Население перемещается медленно, проживая длительные периоды на одном месте и после перехода на новый участок, оставляющее тех кто решил по разным причинам остаться жить на старом.
Громадная по протяжённости территория имела схожие традиции, веру и устойчивое межплеменное общение. А оно в свою очередь, требовало передачи сообщений. Так и вышло, что по территории от Центральной Европы до Восточной Сибири, не переставали перемещаться многочисленные странники, несущие информацию страждущим. Как я уже писал, мало что изменилось и в наше время. В старой части Пензы есть уголок, где традиции и знания заботливо хранятся и распространяются среди тех, кто ищет.
Основанный во времена правления Алексея Михайловича (Тишайшего) на высоком левом берегу реки Суры, город Пенза сочетал в себе функции форпоста государственной власти на границе с Диким Полем и торгового центра на судоходной в нижнем течении реки. Территория губернии изобиловала как языческими центрами населявших её народов, так и христианскими храмами, построенными на месте древних подземных поселений, приписанных христианским инокам. Как известно, у нас принято всё непонятное и необъяснимое наполнять христианской функцией.
Под самим губернским городом Пенза, земля изрыта разветвлёнными подземными ходами и галереями, не имеющими внятного рационального объяснения и ныне заблокированных. На высшей точке левого берега, рядом со входом в подземелья был расположен Воеводский дворик — место дислокации первого представителя царской власти в городе. Сейчас на этом месте расположена «Лавка Странника» — не просто самый знаменитый пензенский магазин сувениров, но место хранения этноистории края.
Надпись оставленная М. Задорновым на книге «Веды» в Лавке Странника
Есть в Пензе и официальные исторические заведения (Краеведческий музей), и археологические комплексы (Золотарёвское городище). И всё-таки людей тянет в уютную Лавку Странника. Здесь побывали все знаменитые гости города, оставаясь в неизменно хороших впечатлениях от посещения и общения с хранителями этого места. Возможно дело в том, что Лавка Странника является местом хранения и распространения сакральных знаний об старинных обрядах и утраченных родовых традициях.
Здесь и воинская справа и аутентичная одежда наших предков, обереги, промыслы, книги, да чего там только нет?! Вся народная культурная традиция в сочетании с заботливо сохранённым знанием о мировоззрении пращуров, всё что так нужно очарованным странникам, ищущим и собирающим давно утраченное. К моему огромному сожалению, неповоротливая государственная машина ещё не повернулась к честной истории народов России. Тренд уже виден, война заставила власть заметить то, что давно видели, понимали и заявляли исследователи старины.
Немецкая версия русской истории плодит ложь и рознь среди братства евразийских народов, её давно уже пора отредактировать, исправить, переписать. А пока вся надежда на неравнодушных хранителей, таких каких мы видим, к примеру, в пензенской Лавке Странника. Как говорил в своих выступлениях М. Задорнов — пришла пора говорить, рассказывать, поднимать пласт скрываемой информации о жизни, вере и традициях наших общих предков. Странники уже разнесли этот призыв по всей стране, будем делать общее дело в меру своих сил и возможностей.
Тем кто заинтересовался товарами из Лавки Странника, даю ссылку на их сайт, группу ВКонтакте и номер телефона 8 (8412) 520-610 для заказа и доставки.
а в конце лета будет репортаж о реконструкторах сражения на Золотарёвском городище
Продолжение читайте в следующей статье Кто сжигал старообрядцев?
Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…