Поворотная точка русской истории

Три века Романовых
Как глубоко духовная и религиозная страна скатилась в омут анархии и атеизма? Что стало точкой отсчёта и катализатором процесса?

Часть 1. Откуда взялся особый путь развития России?

Продолжение серии статей по материалам доктора исторических наук, профессора А. В. Пыжикова. Рекомендую начать с публикаций Кто продал Россию полякам в Смутное время? и Фантом укрАинского мозга.

костюмированные балы Романовых, русские на них только костюмы

Между умными и красивыми?

Сейчас нам точно уже не узнать, когда в России впервые стали говорить об «особом пути развития», но мы можем попытаться понять, что же могло способствовать таким рассуждениям. Прежде всего, что означает этот самый «особый путь»? Географически и исторически Россия располагается между двух цивилизаций: европейской и азиатской.

Считается, что именно это обстоятельство каким-то образом мешает нам прибиться к той или иной модели развития. Экономического, политического, социального. Откровенно говоря, всегда с этим не соглашался. Считаю, что ничего такого уж уникального нет ни в том, ни в другом варианте.

Зато есть обстоятельство, которое, оставаясь долгое время в тени, тем не менее серьёзно влияло на расклад политических и экономических сил в России. Растаскивало и разрывало её надвое. На мой взгляд, как раз оно и придавало импульс центробежным настроениям нашего общего евразийского пространства.

Религиозная гражданская война

После воцарения династии Романовых на российском троне им понадобилась новая идеология, образно выражаясь, знамя, подняв которое они повели бы за собой народные массы и на основании чего возглавили бы элиту государства. Нужно было обоснование. Прежняя парадигма, где царь — всего лишь первый среди равных, Романовых совершенно не устраивала.

Очень хотелось вознестись над приближенными, получить некое признание избранности. И такой путь нашёлся. В Малороссийском Киеве культивировалась академическая версия православия, подчинённая Константинопольскому патриархату. Это преподносилось как «истинное, не замутненное татарщиной» христианство. Соответственно, и история, написанная немецким монахом Гизелем, стала канонической.

Процессы, запущенные Романовыми и их церковным окружением, я подробно опишу в следующей части статьи, а пока вернёмся к религиозному расколу, последовавшему за обрядовой реформой патриарха Никона. Надо ли говорить, что новые порядки пришлись по душе далеко не всем, а зачастую их отрицание принимало крайне резкие формы. Можно с уверенностью констатировать, что общество раскололось на два радикально настроенных друг к другу лагеря.

Государство пошло войной на тех граждан, кто не принял новые порядки и обряды, — по России прокатилась гражданская религиозная война в скрытой форме. На Западе также гремели войны католиков с протестантами, но они были в значительной степени разделены границами областей и государств. И когда страсти улеглись, единоверцы разобрались по анклавам. В России всем пришлось так или иначе уживаться вместе.

«Купец», картина Б. М. Кустодиева

Дуализм во всем

Сформировалось две России: приближенная к двору, государственным институтам власти и противостоящая ей — крестьянская, глубинная Россия. Два центра, две системы, два мировоззрения, две экономические модели, две столицы, две разнонаправленные внутренние политики. Сразу после переноса столицы в Петербург, он стал олицетворением землевладельческой, крепостнической, аристократической части. А Москва, в свою очередь, сконцентрировала в себе патриархальную, старообрядческую элиту общества.

Во времена реформ все крестьяне получили высочайшее разрешение откупаться от хозяев. Самые деятельные и хозяйственные из крестьян немедленно воспользовались таким правом. Не быстро, со скрипом, но новый класс набирал свою силу, концентрировал капитал. Вот только куда же его вкладывать? Крупными землевладельцами были только дворяне-аристократы, старообрядцам туда ход был заказан…

Польская модель кастового шляхетского общества не давала шансов выбившимся из низов крестьянам вложить деньги в землю, деревеньки и «души». Они были вынуждены реализовать себя в производстве, основывали фабрики, мануфактуры и заводы, создавали внутренний промышленный продукт. Аристократии и дворянству претило заниматься подобной коммерцией, исключение составляли внешнеторговые операции и ВПК. Таким образом утвердились и практически не смешивались два разных российских сословия: новая аристократия и купечество.

Естественным образом между ними завязалось соперничество за власть и ресурсы, в том числе за административные, и в первую очередь — за влияние на царскую семью.

зримый итог противостояния

Реформы под канонаду терактов

Петербургские деловые круги были неразрывно связаны с банковским сектором и иностранным капиталом, тогда как московские могли рассчитывать только на себя самих. Верх брали то одни, то другие. И часто решающим фактором становилась поддержка монархов. К примеру, Александр II  вопреки решению правительства, распорядился отдать право приватизации ж/д Москва — Петербург аристократической «партии». Купцы же отыгрались после решения Александра III изменить таможенные правила в их пользу.

В конце XIX века министр финансов С. Ю. Витте убедил царя и правительство открыть страну для иностранных капиталов, после чего инвестиции хлынули в Россию широким потоком. Само собой, что купечество было вне себя от ярости — они теряли своё доминирование.

С этого времени всегда верноподданнические настроения среди верхушки магнатов стали меняться на либеральные взгляды. Различные радикальные и экстремистские организации щедро финансировались, вкладывались деньги в славянофильские организации, либеральную печать и СМИ. С их финансовой (и не только) помощью кружки экстремистов «по интересам» быстро превратились в партии и набрали силу.

Нет, никто из них не хотел революционной анархии! Перефразируя известное выражение: доброе слово (о необходимости реформ) звучит гораздо убедительнее под грохот бомб и треск выстрелов. Они требовали учреждения Государственной Думы, которая бы издавала законы, назначала министров и ограничивала монархию.

И после событий 1905-го года, император Николай II учредил такую Думу, но с весьма урезанными полномочиями. ККупцов это не устроило, и протесты, стачки и забастовки продолжались, что вынудило Николая согласовать Думу уже в законодательном варианте. Вокруг неё сразу закрутились интриги и противостояние с аристократами во главе с императором.

Это разнонаправленное движение: реакционно-шляхетское Романовых и прогрессивно-парламентское внутрироссийское, расшатало страну и политическую ситуацию в ней. Романовы во главе аристократических кругов не хотели отдавать свои шляхетские привилегии, и это здорово злило практически все слои общества. Дума и купеческая Москва взяли курс на свержение самодержавия. 

Император сам подтолкнул события вскачь, распустив Думу в феврале 1917-го года. Протест против такого решения выразился, как мы знаем в февральской революции, после чего было сформировано Временное правительство, в которое, по мнению современников, вошли «лучшие сыны Москвы» — купеческо-промышленной, старообрядческой Москвы.

сожжение протопопа Аввакума

Часть 2. Религиозный раскол XVII века

Публикация подготовлена по материалам доктора исторических наук, профессора А. В. Пыжикова.

Тут польский дух, тут ляхом пахнет…

Как я уже писал в предыдущих материалах, новая царствующая династия Романовых представляла из себя приверженцев польской шляхты и западной модели развития государства. Они способствовали вторжению польско-казацких банд в Смутное время и на волне возникшей чехарды с преемственностью власти пролезли на российский трон. Спустя некоторое время, укрепившись и почувствовав себя уверенно, Романовы принялись обустраивать окружающую их российскую действительность под себя, на польский манер.

Исстари на Руси было сильно народоправие, а христианство православного толка в значительной степени отличалось от канонической греческой модели. Династия пропольских Романовых стремилась к единоличной власти, сделав своим инструментом религию. Собственно говоря, в то время политики без религии не существовало. Именно религия отражала политику, была с ней неразделима. Исторически сначала менялась религия, а уже затем к ней подтягивалась политика и люди, эту самую политику осуществляющие.

Таким образом, религиозная реформа середины XVII века, известная в нашей историографии как религиозный раскол, на самом деле, по сути своей, являлась реформой государственного управления, изменения государственной идеологии, строительством державы нового типа — по западному образцу, повлекшая в том числе искажение истории Руси. Не случайно некоторые теологи утверждают, что наша церковная терминология поразительно близка к католической.

Также и порядки, устройство социального общества и государственного аппарата Романовы копировали со своего идеала — шляхетской Польши. То, что не смогли сделать крестоносцы в XIII веке, частично удалось Романовым — Русь была подведена под западный шаблон. Это событие спровоцировало раскол и противостояние в обществе, определившее то историческое развитие, которое мы знаем как «особый» путь развития России.

выселение староверов из церкви раскольниками — и опять в центре религиозного раскола Украина, всё повторяется…

Гром грянул — мужик…закрепостился

Формально церковная реформа началась в 1654 году путём изменения обрядовых действий на «греческий» (как тогда говорили) манер. Но на самом деле это было не начало, а зенит уже давно начатых изменений. Церковная реформа патриарха Никона венчала те планомерные и упорные преобразования, которые навязывали России Романовы.

Земские соборы, как институт народоправия всех сословий русской земли, введённые ещё Иваном Грозным и со второй половины XVI века ставшие одним из источников законотворческой власти, стали созываться всё реже и реже. Они представляли собой серьезную угрозу абсолютизму новых монархов, которые, естественно, стремились обесценить и урезать права представителей народа.

С 1632 года в Земские соборы перестали приглашать представителей крестьянства, являвшегося подавляющим большинством по численности в России. А с принятием в 1649 году Соборного Уложения, крестьян вообще окончательно закрепостили, лишив урочных лет, по истечении которых беглый крестьянин мог считаться вольным человеком.

В том же Уложении провозглашалась «божественная» суть царской династии, теперь царь уже был не первый среди равных, а помазанник Божий — избранный. Один из последних настоящих, представительных Земских соборов прошел в 1653-м году, на нём рассматривался вопрос о воссоединении с Малороссией (после чего они превратились в проформу и окончательно отмерли к 1684-му году).

С принятием Соборного Уложения подавляющее большинство населения России не имело права заниматься ничем, кроме как ходить за плугом — пахать на барина. Крепостные русские люди превратились в личные вещи, собственность своих хозяев. Сам текст Уложения Алексея Михайловича в части закрепощения крестьян основывался на письмах дворян польского происхождения, окружавших царя.

Они своего добились, превратив почти на три сотни лет громадную Россию в сельскохозяйственный, сырьевой придаток Европы.

путешествие Аввакума по Сибири

Против Воли народной

Чтобы было понятно: принятие Указов и церковная реформа являлись действиями не спонтанными, а долго и тщательно готовящимися. Царь Алексей Михайлович организовал вокруг себя (условно говоря) два круга единомышленников: укрАинцы и местные. Из укрАины выписывались религиозные кадры, теологи, певчие, духовники для знати — они готовили почву для реформ.

А проводить непопулярные реформы были призваны люди из второго круга — местные, ненавидевшие народоправие. Всем проявлениям фольклорной культуры, в течение долгого времени прекрасно уживавшейся с христианством, была объявлена настоящая война. И Никон, и протопоп Аввакум за это были люто ненавидимы народом, о чём честно признавались своим биографам.

После присоединения Малороссии к России случилось немыслимое: огромная Московия, коренная Великороссия, стала подводиться под церковный уклад польско-литовской Украины, на территории которой властвовал Константинопольский Вселенский патриархат. Длительное время находясь под турецким влиянием, патриархат был ареной борьбы католиков и протестантов, со всей сопутствующей такой борьбе грязью.

И вся эта грязь представлялась Романовыми как эталон христианства, к которому Великороссия должна была подстроиться. Для чего это надо было Романовым? Без Киевщины они не смогли бы добиться закабаления огромной страны — не было идеологической основы. Именно для этого, в первую очередь, и велись войны с Речью Посполитой за Киев. Чтобы сделать его точкой отсчёта, приписать себе преемственность власти от первых русских князей.

Подавалось это через религию и подкреплялось придуманной историей, написанной немецким монахом Гизелем, придумавшим Киев — мать городов русских (вообще-то мужской род) и Киевскую Русь. Здесь, в Киеве, декларировалось Романовыми, — чистая, истинная вера, отсюда «есть пошла земля русская и вера христианская».

Рекомендую к прочтению: Киевская Русь. Небылицы

А они, Романовы, никакие не узурпаторы, они взяли на себя историческую миссию — вернуть Русь от татарщины (для этого поляки выдумали миф о монголо-татарском иге) к истокам. И поэтому всему народу русскому надо принять греческие обычаи веры, отринуть языческую ересь и внимать покорно богоизбранным помазанникам Божьим.

путешествие Аввакума по Сибири

Над пропастью

Результатом насильственного внедрения чуждой народу культуры, экономического закабаления и кастового расслоения общества, не свойственного евразийским традициям России, стал русский раскол. Не только религиозный, но и политический, экономический, социальный раскол общества, завершившийся октябрьским переворотом 1917-го года.

Эта двойственность стала притчей во языцех, ярлыком и проклятием российским. Избавление от этой болячки надо начинать с понимания её природы и причин появления. Выправить искажённую, лживую немецкую версию истории России. Вспомнить, что все народности, исторически проживающие на территории Российской Федерации, участвовали в создании славы Евразийской империи.

Единый народ: славяне, татары, башкиры, сибирцы, уральцы (почему-то называемые на европейский манер финно-уграми) и многие, многие другие, тысячелетиями существовали вместе, в одном строю отбиваясь от нападений Запада. А искусственно придуманная Киевская Русь — ложь, придуманная Романовыми и призванная обосновать их право на русский престол.

Эта немецкая версия истории Руси сеет раздор между народами Евразийской империи, и чем быстрее мы от неё избавимся, тем лучше!

Продолжение темы читайте в статье Романовы. Угроза династии.

Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…

Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».

})
Оцените статью
Великая Евразия
Добавить комментарий