Ирония судьбы: прародиной русской земли, с учётом сведений арабских путешественников и византийских летописцев, можно считать степи Подонья. В чём ирония? Казачество, берущее начало именно из этих самых мест, категорически отказывалось считать себя русскими, на самом деле будучи потомками русичей первого известного нам государственного образования русов — Русского каганата. Здесь безусловно есть нюансы и оговорки, но тем не менее, вероятнее всего так и есть.
Оставим за скобками сведения о существовании около десяти областей в Центральной и Восточной Европе, известных под названиями с упоминанием слова Русь. Как бы то не было, самым первым (на сегодня) упоминанием государства, имеющего своего правителя, границы, крепости, армию и города является именно Русский каганат. Предлагаю гипотетически согласиться с этой версией и обратиться к главному вопросу этого материала: кто же такие эти летописные «русы»?
Продолжение темы, начало читайте в статьях: Русский каганат / Русы на Кавказе — очень древняя история / Черкассы, чёрные клобуки и другая Русь… / Черкассы — забытые предки запорожских казаков
Материал подготовлен по книге Константина Пензева «Хан Рюрик. Начальная история Руси».
Русский прообраз Ганзы
Иванов С. В. «Торг в стране восточных славян»
Прошли тысячелетия, а классовое или сословное расслоение общества, во многом определяется доступом к ресурсам. Специальные знания, сила, мастерство, кровное родство — всё это ресурсы. Есть они, и ты с большой долей вероятности становишься членом того или иного класса, группы людей, объединённых социально — культурными признаками и (или) целями. Вы можете заменить термин «класс» на любой другой, по выбору, суть от этого не изменится. Интересно, что если я правильно понимаю, переход от родоплеменного строя к феодальному у славянских племён, по сравнению с западноевропейскими, затянулся.
В отличии от западных соседей, где расслоение общества по признаку достатка было более ярко выражено и следовало за прообразом Западной Римской империи, у славян были другие жизненные приоритеты. Родовая знать долгое время была значительно ограничена в полномочиях народными сходами — вече, со всеми плюсами и минусами народоправия. А такая показательная деталь, как отношение к рабам, было гораздо более человечным и практичным одновременно. Свободолюбивые, гордые и воинственные. Возможно поэтому, славяне дольше других сопротивлялись смене религии и практиковали народные верования.
Не перестану повторять: этноним «славяне» не означает национальность, в привычном нам сегодня смысле, а объединяет разные племена с одинаковыми верованиями, культурой, языком и традициями. Безусловно, есть в этом союзе и большинство (известное нам по признаку гаплогрупп ДНК), но в те времена этим никто не озадачивался. Есть род, племя, социо — культурная общность и это было главным. Хотя почему было? И до сих пор это так в России. Именно полиэтничность или по-современному, многонациональность и была отличительной чертой традиционных славянских и русских государств всех времён, за исключением тех, что попали под влияние Запада…
Надо знать, что славяне контролируя пути с севера на юг Европы и торговые пути с востока Евразии, первыми догадались организовать военно — торговые корпорации для обеспечения бесперебойного перемещения товаров. При этом, естественно и сами занимали существенный сектор трансграничной торговли. Впоследствии, по тому же принципу был организован Ганзейский союз. А империя Чингисхана, чудесным образом накрыла собой караванные пути и цепочки городов/перевалочных баз, основанных ещё тохарами. Торговля и контроль давали куда более стабильные источники дохода, чем война.
Рекомендую к прочтению статьи по теме: Время славян и Белые кочевники Евразии.
Теперь вспомним большое количество Русий в Центральной и Восточной Европе. Вполне возможно, что это были так называемые городские агломерации, расположенные на главных торговых путях и в ремесленных центрах. Как они называли себя сами и было ли вообще у них единое название, мы сегодня не знаем. Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию, писал в 949-ом году: «В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют русиос, мы же по их месту жительства зовём „норманнами“… Королём этого народа был Ингер (Игорь Рюрикович)…».
Лиутпранд не уточнил, по какому именно внешнему признаку византийцы так прозвали россов, но это становится ясно из самого значения греческого слова, обозначающего красный цвет или его оттенок. Аль-Масуди в X веке пояснял смысл названия: «Византийцы нарекают их [русов] русийа, смысл этого [слова] — „красные, рыжие“». В своих путевых описаниях, арабы особенно отмечают красноту лиц русов и славян. Не вполне понятно, имели они в виду румянец или последствия солнца для северных лиц.
Вряд ли название применяемое византийцами, могло стать самоназванием этноса, а вот названием военно — торговой корпорации, вполне. В.О. Ключевский писал в своё время на эту тему: «Сторонним наблюдателям оба класса, княжеская дружина и городское купечество, представлялись одним общественным слоем, который носил общее название Руси и, по замечанию восточных писателей Х века, занимался исключительно войной и торговлей, не имел ни деревень, ни пашен, то есть не успел ещё сделаться землевладельческим классом».
дозор
Профессиональный отбор
На мой взгляд, следует обратить особое внимание на этнический состав военно — торговой корпорации «Русь» (далее по тексту статьи, просто Русь). Арабские авторы утверждают, что русы являются частью славян, но часто подмечают и описывают различия между ними. Впрочем, такой сакральный обычай, как погребение усопших, у них схожи между собой и (по наблюдениям летописцев) с индусами, представляя собой сожжение (у индусов сати) и тризну. Тем не менее, самые интересные сведения дают письменные источники, которые зафиксировали имена мужей «от рода русского».
«Повесть временных лет» (Лаврентьевская летопись) приводит следующие имена русов: «Въ лето 6420 [912]. Посла мужи свои Олегъ построите мира и положити ряд межю Русью и Грекы, и посла глаголя: «Равно другаго свещания, бывшаго при тех же царьхъ Лва и Александра. Мы от рода рускаго, Карлы, Инегелдъ, Фарлоф, Веремуд, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ, Фрелавъ, Руаръ, Актеву, Труанъ, Лидул, фостъ, Стемид, иже послани от Олга, великого князя рускаго…». В следующем договоре с ромеями, также встречается полный набор имён славянских, скандинавских, тюркских и других народов.
Логично предположить, что набор в ТВК «Русь» не отличался от современных подходов и представлял из себя исключительно требования к профессионализму и личным качествам, совершенно игнорируя цвет волос или разрез глаз. Вот что пишет об этом К. Пензев: «В «Саге о йомсвикингах» (Йомсборг в стране Вендов) говорится о приёме волонтёров: «Первая часть законов гласила, что ни один человек не может стать членом [дружины йомсвикингов], если он старше 50 и моложе 18 лет; члены [этой дружины] должны быть в возрасте между этими годами. Когда кто-то захочет к ним присоединиться, кровное родство в расчет не принимается».
Если не принималось в расчёт даже кровное родство, то как могла приниматься в расчёт этническая принадлежность? При вступлении в дружину кандидаты подвергались испытанию: «… Сигвальди сказал: два брата, сыновья Ярла Струт-Харальда здесь [в этом отряде] заправляют, и наше послание таково: мы хотим присоединиться к вашей дружине [Йомсборга]. После этого [их] люди были подвергнуты испытанию — половина оказалась пригодной, а другую отослали…»
Я вполне обоснованно полагаю, что в программу испытаний не входило измерение черепов, оценка разреза глаз и выяснение родословной до седьмого колена на предмет поиска предков неарийского происхождения. Испытания представляли из себя проверку физической подготовки, воинских умений и несокрушимости боевого духа, то есть проверку профессиональной пригодности.» На мой взгляд логично и внятно, лучше не скажешь.
То есть викинги (морские пираты Севера) являли собой в этническом плане сборную солянку, не связанную между собой ничем, кроме договора с вожаком шайки и жажды наживы. Все подобные структуры формировались аналогичным образом. То же констатируют арабские авторы, к примеру Аль-Масуди сообщает: «Русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена. Между ними есть племя, называемое Лудана, которое есть многочисленнейшее из них; они путешествуют с товарами в страну Андалус, Румию, Кустантинию и Хазар». В кн.: Сказания «Мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870.
ратник
Этнический след
С другой стороны, нужно отметить наличие устойчивых и многочисленных сведений о русах, именно как о народе. Прочтём ещё раз Лиутпранда Кремонского: «Город Константинополь, который ранее назывался Византий, а теперь зовётся Новым Римом, расположен среди самых диких народов. Ведь на севере его соседями являются венгры, печенеги, хазары, руссы, которых мы зовем другим именем, т. е. норманнами…
В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют русиос, мы же по их месту жительства зовём «норманнами». Ведь на тевтонском языке «норд» означает «север», а «ман» – «человек»; отсюда – «норманны», то есть «северные люди». Королём этого народа был [тогда] Игорь; собрав более тысячи судов, он пришёл к Константинополю».
Это достаточно позднее упоминание, относящееся к эпохе создания древнерусского государства, когда варяжские русы объединили часть племён Восточной Европы под своей рукой. Но есть и более ранние, относящиеся к VI веку. Можно допустить, что представители племени русов, росов или ругов были самой многочисленной родовой аристократией, вокруг которой концентрировалось ядро ТВК «Русь».
Естественным образом разрастаясь и обрастая родственными связями, торговая корпорация древности образовывала локальные агломерации, где пользовалась влиянием и (или) представляла гражданскую/военную власть. Здесь стоит вспомнить аргументы многих исследователей о причинах перекрёстных браков: отсутствие международного права заменялось родственной ответственностью, когда гарантией сохранности товаров и вообще договорённостей, становились родственники.
Кому ещё можно было доверить заботу о ресурсах в далёком краю, как не родичам? У этой задачи перекрёстных браков, как мне представляется, гораздо больший потенциал и значение, чем у неоднозначной военно/союзнической функции. Древнейший обычай был поставлен на службу трансграничной торговли ещё во времена тохар, гуннов и скифов.
Вполне допустимо, что в случае с ТВК «Русь», мы имеем дело с творческим развитием этой безусловно полезной и удобной традиции. Ещё одно подтверждение этнической версии сообщает анонимный автор «Сборника историй» (Муджмаль ат-Таварих, 1126 г.): «Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как он не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо к Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. И обосновался в Крыму, около Симферополя, именовавшегося Неаполь Скифский».
Ат-Табари приписывал дербентскому правителю Шахрияру (644 год) следующие слова: «В Баб-аль-Абвабе находился тогда царь, по имени Шахриар, который пошёл к Абдуррахману обратно (на встречу), заключил мир с ним, чтоб не платить дани и сказал следующее: «Я нахожусь между двумя врагами, один — Хазары, а другой — Русы, которые суть враги целому миру, в особенности же Арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтоб мы платили дань, будем воевать с Русами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтоб они не вышли из своей страны. Считайте это нам данью и податью, чтоб мы ежегодно это давали».
Сообщает Аль-Масуди: «В верховьях хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас, которое есть Русское море; никто кроме них (Русов) не плавает по нём и они живут на одном из его берегов. Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю, ни закону; между ними находятся купцы, имеющие сношения с областью Бургар. Русы имеют в своей земле серебряный рудник, подобный серебряному же руднику, находящемуся в горе Банджгира, в земле Хорасана».
В «Житии» Георгия Амастридского» (VIII век) сообщается: «Все лежащее на берегах Чёрного моря… разорял и опустошал в набегах флот росов (народ же рос — скифский, живущий у Северного Тавра, грубый и дикий)».
Сообщение из «списка Кузьмина» гласит: «20. 626 год. Византийский поэт Константин Манасси (XII в.) называет русских в числе осаждавших вместе с аварами Константинополь». Наверное достаточно, хотя дотошный читатель может продолжить изыскания и найти ещё множество упоминаний о русах (росах), как о народе. Что интересно, русы говорили на славянском языке.
Об этом прямо говорится в «Повести временных лет»: «…а Словенескъ языкъ и Руский единъ есть, отъ Варягъ бо приидоша, прозвашяся Русью, а пръвое беша Словени, аще и Поляне прозвахуся, занеже въ поле седяху, а языкъ Словенескъ бе имъ единъ» (Типографская летопись).
Большая и малая Скифии — утраченная связь
Чтобы перейти к подробному разбору местоположения русов, их истоков, нам следует сделать небольшое, но очень важное историческое отступление. Несколько неожиданным образом, оно будет связано со скандинавами, вернее с Одином… продолжение читайте в следующей части материала «Варяжская или аланская Русь?». А самым нетерпеливым читателям, порекомендую приступить к самостоятельному изучению книг замечательного писателя К. Пензева, благодаря неповторимому авторскому стилю которого, чтение становится ещё и интеллектуальным удовольствием.
Продолжение читайте в статье Варяги и русь.
Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…
Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».