Продолжение, начало серии статей читайте: Какую цель преследовали крестовые походы против славян и русских? Статья подготовлена по материалам историка Д. В. Белоусова: ссылки на видео и сайт.
- Часть 1. Южная Балтика — Малая Скифия
- Осколки венедского мира
- Натиск на Восток (Drang nach Osten)
- Силы противостоящих сторон
- Часть 2. Разделяй и властвуй!
- Северная армия
- Южная армия
- Подрывная деятельность и мрачный гений данов
- Часть 3. Предатели и герои
- Печальный итог
- Падение Арконы
- Ассимиляция или исход — выбор для славян
Часть 1. Южная Балтика — Малая Скифия
Осколки венедского мира
Привычное дело, но всё же жаль. В нашей официальной историографии совершенно не рассказывается о южно — балтийских славянах, а ведь это не просто родственная нам часть этноса, но и безусловно важнейшая часть славян. Именно здесь, на берегах Варяжского (Балтийского) моря находились главные Храмы славянских Богов, сначала в священной Ретре, а после её разрушения — в Арконе.
Поток паломников сравнимый со святынями в Иерусалиме и Мекке не иссякал, с городом Ладогой (ныне Старая Ладога) было регулярное морское сообщение. Купцы, паломники, воины, путешественники — движение было очень активным, а обеспечивали безопасность морских коммуникаций моряки с острова Руян — истинные хозяева Варяжского моря.
Они, а не какие-то гипотетические викинги «держали» это море. Не зря оно и именовалось созвучно названию военных дружин руянцев — варягов/руссов. Об этом следует знать, это НАША история. Несколько сотен лет праславянские племена заселяли Центральную Европу от Балтийского моря до Средиземного, создавали союзы и государства.
Рекомендую к прочтению по теме: Время славян.
Но их время прошло, настало время единобожия, а славянские роды упорно не желали расставаться со старыми Богами. И объединяться они тоже не хотели. Так, по одиночке, по очереди, славянские племена и союзы пали под напором новых народов, объединившихся под единым началом королей и одной веры — христианства. Настала пора и южно — балтийских племён. Противостоять натиску данов, франков и германцев становилось всё труднее, уже не раз и не два славяне теряли территории и влияние. Но то всё было только начало…
карта территории полабских славян с городами
Натиск на Восток (Drang nach Osten)
Первое крупное военное нападение на земли южно — балтийских славян осуществил император Запада Карл Великий ещё в 789-ом году. Всю свою долгую историю славяне самозабвенно резали друг друга, вступая в разнообразные союзы с кем угодно, кроме своих соседей — соплеменников. Франки, германцы и даны с большим удовольствием пользовались этим. К примеру, ещё один император Отто́н I Великий (создатель Священной Римской империи германской нации) с 936-го года начал активно создавать на землях славян поселения германских колонистов, так называемые «марки».
Поселенцы получали льготы и всемерную поддержку от империи, а славян соответственно гнали взашей. Это было плохо, но как оказалось — худшее было впереди. Даже будучи разрозненными, славяне оставались воинственным и дерзким народом, регулярно восставая против захватчиков и вырезая колонистов. Первые призывы к крестовому походу против славян прозвучали уже 1107 — 1108 годах, но состоялся он лишь в 1147 году — во времена Второго крестового похода.
Очередной папа Римский Евге́ний III поддержал призыв монаха (своего учителя) Бернарда Клервосского уничтожить «гнездо неверных» на Южной Балтике. В своей булле он призвал крестоносцев действовать решительно, запретил принимать выкупы от славян и более того, требовал подчистую всех уничтожить, а землю забрать себе. Вдумайтесь в написанное.
Силы противостоящих сторон
Самые продуманные немецкие, датские, а также польские и моравские (тоже славяне, но уже ассимилированные) рыцари поняли, что здесь можно нагреть руки гораздо приличнее, чем на Ближнем Востоке. Против полабских славян (проживавших по берегам реки Лаба, ныне Эльба) ободритов, лютичей и поморян, было сформировано три армии.
Первая (северная) под началом Генриха Льва, насчитывала около 100 тысяч немецких и датских воинов, вторая (южная) под началом Альбрехта Медведя, состояла из германских и моравских воинов, численностью также 100 тысяч, а в дополнение ко всему, с востока на пруссов (по другим данным ятвагов) нападали 20 тысяч поляков и по некоторым данным, русских. В истории этот план известен как Вендский крестовый поход.
Для сравнения: во Втором крестовом походе на Ближний Восток участвовали (усреднённые данные) 30 тысяч воинов, а против славян выставили 220 тысяч. Что называется, почувствуйте разницу! Это лишний раз красноречиво говорит о приоритетах римской церкви и алчных аппетитах европейской знати. Ведь речь шла о захвате земель полабских славян.
Как я уже упоминал, славяне были традиционно разобщены и даже нависшая опасность не заставила бОльшую их часть объединиться для отпора завоевателям. Некоторая часть племён в то время, была под началом ободритского князя Никлота, именно они смогли оказать самое яростное сопротивление северной армии крестоносцев.
Данных о численности славянских войск нет, но все летописцы едины в утверждении, что и на севере, и на юге, разрозненные славяне могли выставить лишь слабые отряды объединенных дружин и ополчения. Разве что на востоке, поморяне имели примерный паритет, но это направление было не главным, а отвлекающим.
статуя князя Никлота в Шверинском соборе
Часть 2. Разделяй и властвуй!
Подготовку таких огромных армий невозможно было скрыть, южно-балтийские славяне безусловно знали о готовящемся вторжении и готовились к его встрече. На совете князей в главном храмовом городе Ретра, была избрана скифская тактика противостояния. Война началась незадолго до самой интервенции…
Северная армия
Князь Никлот с сыновьями провёл серию упреждающих ударов по местам возможных баз снабжения северной армии — колониям на Южной Лабе, саксонским приграничным посёлкам и разорил портовый город Любек. Одновременно с этим, укреплялись некоторые крепости, в которых было решено оставить гарнизоны, в особенности город Добин на Шверинском озере. Остальные города и поселки население должно было покинуть.
С началом вторжения немецких и датских рыцарей, разразилась партизанская война на измор, в болотистом краю такие возможности имелись в достатке. Небольшие племенные отряды славян, прекрасно использовали знание местности и ландшафта. Дружина князя Никлота тоже уклонялась от прямых боев, предпочитая беспокоящие фланговые удары и арьергардные засады. В итоге, основные силы крестоносцев осадили Добин, где и находился Никлот — лидер сопротивления.
А в это время флот моряков с острова Руян напал на флотилии данов, стоящие на якоре у порта Росток и пользуясь преимуществом внезапности разбил их. Сыграло на руку также и то, что папский епископ оставшийся (как он полагал) в тылу боевых действий и считавшийся адмиралом, попросту сбежал на торговое судно позорно спрятавшись в трюме. Объединённые, продуманные и скоординированные действия славян, дали в итоге нужный результат.
Трудности с продовольствием, потери от засадной войны и отход данов, узнавших о гибели своих кораблей, заставили Генриха Льва заключить перемирие с князем Никлотом.
Южная армия
Совсем с другим результатом закончились бои в секторе южной армии Альбрехта Медведя. Зайдя с юго — востока, он захватил и разрушил главный храмовый город Ретру (восстановленный после первого разгрома), спалив и срыв все укрепления на этот раз так, что он больше не смог возродиться. С этого времени, статус главного города всех славянских Богов, стал принадлежать Арконе на острове Руян.
Не встречая организованного сопротивления, подобного тому что славяне смогли организовать на севере, южная армия разделилась на две части направившись к городам Демин и Щецин. Испытывая те же проблемы со снабжением и партизанской войной, что и северная армия, Альбрехт не мудрствуя лукаво и не испытывая сожалений, просто жёг всё до чего мог добраться и убивал всех кто попадался на пути. Это и есть стандартная западная тактика ведения войн.
Несколько отсрочило массовый геноцид то, что он добился от поморян заверения в покорности и обязанности срочно креститься. Всё было закреплено в договорах о перемирии, компромиссе достигнутом уставшими от тягот сторонами конфликта. Первый этап похода на этом закончился. Но строптивые славяне в последующие годы демонстративно отказались исполнять свои обязательства и принимать христианство. Тучи снова сгущались.
смерть князя Никлота
Подрывная деятельность и мрачный гений данов
Продолжение похода состоялось только через тринадцать лет, но крестоносцы не теряли времени зря. В землях славян были подкуплены многие старшины и князья. Союз племён, который возглавлял князь Никлот, сотрясали бунты и отказы в повиновении. Вместо того чтобы сплотиться, племена ещё более разобщились и в этом состояла немалая заслуга немецких феодалов. Стоит отдельно отметить, что католические страны не оставили своей идеи уничтожить славян Балтики, просто взяли время на подготовку следующей войны.
Ещё одним направлением подрывной деятельности стало святилище Святовита в храмовом городе Аркона на острове Руян. Туда после разрушения Ретры переместился духовный центр славян и понятное дело, данам требовалось нейтрализовать его влияние. Этим активно занялся король данов Вальдемар Великий, разработавший новую тактику войны со славянами — руянцами, опустошавшими побережье восточной Дании в отместку за участие тех в крестовом походе 1147-го года.
Не добившись побед в прямых морских боях, он прибег к тактике самих славян — беспокоящих набегов, а также к любимому способу западного мира — подкупу знати. Объединив под своим началом всех данов, Вальдемар сосредоточил крупные силы для продолжения похода на полабских славян. Совместно с Генрихом Львом, они вторглись за Лабу с двух направлений.
Датский флот успел зайти в устье реки Варнов, чем обезопасил себя от повторения атаки руянских моряков. А князь Никлот, верный выбранной тактике выжженной земли, дотла спалил города Илово, Добин, Зверин и Бодричан (смотри карту в начале статьи), отступив в крепость Вурле на реке Варнов. Помощи было ждать неоткуда. Войска вели позиционную войну. Но к несчастью славян, в одной из ответных вылазок, в 1160-ом году Никлот был убит переодетыми в крестьян крестоносцами.
Сопротивление было в буквальном смысле обезглавлено и сломлено. Сыновья Никлота Прибислав и Вартислав, отступали с боями всё дальше на Восток… надежда покидала земли славян, но они ещё сопротивлялись.
присяга славянского князя епископу
Часть 3. Предатели и герои
Печальный итог
Организованное сопротивление славян, возглавляемое сыновьями Никлота, продолжалось ещё несколько лет после смерти князя, их отца. В 1163-ем году в плен к немцам попал один из братьев — Вартислав. Второй же брат Прибыслав, продолжил борьбу и в 1164-ом году ему удалось освободить город Мекленбург от оккупантов. Но на этом его успехи закончились.
На помощь немецким колонистам пришел Генрих Лев с армией крестоносцев и остатки славянских дружин проигрывали одно сражение за другим. Чтобы лишить мужества лидера сопротивления, Генрих казнил пленного Вартислава и его расчет оправдался: после долгих переговоров, второй сын князя Никлота Прибыслав принял вассальную присягу и крестился по католическому обряду.
На этом его предательство не закончилось, всего через год ему пришлось исполняя данную клятву, стать проводником войска данов при нападении на остров Руян. А ещё несколько лет спустя, жена Прибыслава в обмен на деньги и драгоценности, три дня скрывала смерть мужа, давая немецкому отряду возможность проникнуть в крепость для захвата управления твердыней.
Падение Арконы
К 1168-му году у островных славян Руяна не осталось союзников на берегу. Датский король Вальдемар Великий вместе с епископом Абесаломом (лично участвовал в 20 военных экспедициях против славян), приняли решение покончить наконец со славянским центром в храмовом городе Аркона. К тому времени князь (по другим источникам король) руян Теслав, уже был прочно в руках датчан и даже не пытался сопротивляться.
30 000 отборных датских воинов высадились на берег возле Арконы и с помощью предавшего соплеменников князя Прибыслава двигались к городу. Храмовый город имел хорошо укреплённый периметр и множество паломников, ставших по доброй воле его защитниками. К огромному сожалению, их князь Теслав с братом Яромаром не прислал дружину для отражения нападения и защиты мирных людей.
Зато они прислали Абесалому своего посланника, который сообщил, что как только Аркона падёт, братья немедленно откроют ворота своих городов перед данами, свергнут идолов старых Богов и примут из рук епископа крещение. Таким образом, судьба главного Храма славян была предрешена.
Но на его защиту встали 300 храмовых воинов — послушников, волхвы, паломники и жители близлежащих поселений. Героическую защиту святыни славян стоит описать в отдельной статье(подробное описание трагического события читайте в статьях: Последний город-храм славян на белом острове Руян и Оборона Арконы — не посрамим Богов и пращуров наших! ), пока же сообщу, что в результате нескольких дней ожесточенных штурма и героического сопротивления, в живых осталось едва ли треть от могучего войска данов.
Все они полегли в бою с ополчением, мирными жителями и тремястами витязей — охранников. И это чистая правда, ведь надо учитывать, что Храм Арконы представлял из себя хранилище знаний и академию (нынешними словами) славянских воинских искусств. Мало кто в Европе мог на равных соперничать с монахами — воинами. Но их было всего триста… Аркона была сожжена зажигательными снарядами с кораблей, а остатки начисто разрушены.
Вендский крестовый поход
Ассимиляция или исход — выбор для славян
Как и было обещано, сразу после падения храмового города, князья руян низвергли идолов Святовита у себя в городах, преклонили колена перед королём данов и приняли католичество. Как всегда это бывает, на этом их предательство не закончилось и князь Теслав вместе со своими хозяевами данами, в 1170-ом году принимал участие в осаде поморского города-порта Штеттина.
Разъярённые поморяне потребовали от данов отстранить предателя от власти и казнить. Доподлинно неизвестно чем дело закончилось, но после 1170-го года о предателе нет упоминаний в летописях, а его брат Яромар правил островом Рюген (Руян) уже один. На сакральном для славян острове быстро построили аж 12 католических церквей, в том числе и временную на месте сожженного Храма Святовита в Арконе.
Однако она не простояла там долго. Через некоторое время произошло не виданное доселе в тех местах землетрясение и большая часть мыса, на котором ранее стоял храмовый город, погрузилась в море.
К 1184-му году всё Поморье стало либо немецким, либо датским. Повсюду организовывались поселения колонистов, оставшихся в живых славян изгоняли с лучших земель в своего рода резервации, запрещали заниматься ремеслами, облагали непосильными налогами. Многие родовые славянские князья приняли католичество и онемечились. Самое печальное то, что их потомки впоследствии не раз принимали участие в военных экспедициях на востоке — в землях Руси/России.
остатки мыса после обрушения — наше время
Те же кто не принял рабского образа жизни и остался верен старым Богам, уходили на Восток, через земли пруссов, ятвагов — на Русь/Гардарику. В земли восточных прибалтийских племён, в скором времени тоже доберутся рыцари — крестоносцы, загорятся костры пожарищ и там. Папы Римские нацелят их и на Русь, но об этом рассказ в уже следующей статье серии: Крестовые походы на Русь. Первый удар.
Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…
Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».