История России в значительной степени политизирована, также как и история любой другой страны. Но в нашем случае, сложности добавляют непрекращающиеся атаки даже не на трактовку, а на самое упоминание некоторых событий, фактов, версий и эпизодов. Очень яркий пример — тысячелетние отношения с южными и юго-восточными территориями.
В советское время бытовал миф о засилье татарских набегов на русские города и селения, при этом ни слова не говорилось об ответных действиях князей и царей русских. А между тем, простая логика подсказывала: если татары вошли в русское государство, а не наоборот, то сила оказалась на стороне русских. Но где она, в чём она выражалась? Скудные и блеклые упоминания, будто бы и нечем гордиться.
Однако это совершенно, в корне неверно! Чтобы дать читателям другую сторону вопроса противостояния русского и ордынских государств, после распада Золотой Орды, продолжу публиковать некоторые удивительные факты из жизни Великого человека — Иоанна Васильевича Грозного. Продолжение, начало читайте в статье Битва при Судьбищах или как воеводы Иоанна Грозного крымского хана по Дикому полю гоняли.
Вступление
Амбициозный крымский хан Девлет-Гирей мчался во главе своего всё ещё большого, но улепетывающего в родные степи войска, лишившись обоза, коней, многих воинов и чести. Ему ещё предстояло оправдываться перед Портой за второе подряд поражение от русского царя.
Остановившись на одном из древних курганов, которыми была полна степь, он оглянулся на свои полки, смешавшиеся в клубах поднимающейся пыли и вспоминал, когда же началась череда неудач. Это было три года назад. Тогда он полный надежд и ободрений османских вельмож, выступал в свой первый поход на Русь. И память вернула его в те времена, причинив дополнительную боль и так израненной душе…..
осада Тулы Девлет-Гиреем
Удобный момент
Чтобы поставить его ханом Крымской Орды, хитрым османам пришлось провернуть спецоперацию: Сахиб-Гирея (правящего хана) откомандировали на борьбу с черкесами и пользуясь отсутствием дяди в Бахчисарае, провозгласили ханом племянника. Османские вельможи тут же признали Девлет-Гирея, за ними поклонились крымские подханки, приближённые и армия. Сахиб-Гирея и всех его сыновей, по старой османской традиции убили.
После такого воцарения, новый крымский хан не испытывал иллюзий о источнике своей власти и жизни, поэтому демонстрировал полнейшую готовность к любым действиям. Задача поставленная Девлету была сложной — нужно было собрать осколки Золотой Орды под своей рукой, то есть под рукой султана Сулеймана. Как ни странно, главным препятствием на этом пути были не степняки, а Русское царство. Многочисленные и воинственные ногайцы упоённо резали друг друга в гражданской войне родОв, астраханский хан выжидал, а казанские то и дело менялись русскими царями, но пока ещё сопротивлялись.
Многие из вассалов означенных ханств уже были на стороне русов, чувствуя в них силу и опору, а значит надо было срочно вмешиваться в игру. И момент вскоре подоспел удобный: русский царь затеял раз и навсегда решить казанский вопрос, собрав для этого огромное войско. Замысел согласованный с Портой был прост и надёжен: как только царь уйдёт довольно далеко, нанести удар по пустым южно — русским городам, пожечь, пограбить и сорвать тем самым атаку на Казань.
Большой ясырь и боевая удача, что ещё надо для завоевания авторитета? Ах да, ещё спасение Казанского ханства. Молодой крымский хан, собрав всех кого смог (а пошли далеко не все), получил от турок корпус янычар для усиления, артиллерию и дождавшись известия о выступлении Иоанна из Москвы, двинул пеструю орду по Изюмскому шляху.
османы
Не догоню, так согреюсь…
Тут следует сделать небольшое отступление и обратить внимание читателя на быстроту передачи информации в те, казалось бы не технологичные времена. На этом нюансе завязан весь ход крымской авантюры и противодействия ему со стороны русских.
Намереваясь нежданно — негаданно нагрянуть на Рязанщину и пройти затем к Коломне, крымское войско ходко двигалось по степи, ненадолго задерживаясь лишь на переправах. Однако служба разведки в Русском царстве была хороша и как только татары вступили в границы Московии, казаки тут же доложили Ивану IV о вторжении и направлении движения орды.
Монарх выдвинул против татар несколько полков. Не успели они встать на рубежах, поджидая крымчаков, как те в свою очередь узнали о готовящейся встрече и собрали совет. Уйти не солоно хлебавши нельзя — позор великий, поступило свежее предложение: разграбить хоть Тулу.
Орда развернулась и выпустив вперед себя передовые отряды (вдруг получится с наскока взять?) потекла в тульские места. Однако в Туле сидел опытный воевода и он тоже внимательно следил за всеми перемещениями старых недругов. В стенах города, за новыми каменными стенами собрались окрестные жители и исполчилась горстка воинов, которые либо по младости, либо по старости не ушли в поход на Казань. Ворота были закрыты, а немногочисленные обороняющиеся на стенах наблюдали за морем коней, телег и степняков окружающих город.
из последних сил
Герои
Гонец из Тулы сообщил о прибытии под стены города огромного крымско — турецкого войска во главе с ханом и Иван Васильевич, в дополнение к уже посланным на выручку полкам, лично двинулся со всей ратью навстречу с супостатом. Тем временем, крымчаки разоряли окрестности, а янычары открыли огонь зажигательными бомбами, в городе начался пожар. Тушили его все — женщины, дети, старики, все кто был не на стенах. А там ждали начала штурма. Наконец янычары решили, что город достаточно горит и пошли на первый приступ.
Волны атак накатывались на стены города весь день, в отражении участвовали абсолютно все — от мала до велика. Крестьяне и обыватели противостояли опытным воинам. К вечеру туркам удалось даже проломить одни из ворот, но дальше их не пустили! Пролом под огнём турецких пушек заделали и атака вновь захлебнулась. В этот день Тулу отстояли не иначе, как с Божьей помощью, защитников-то почти не было. В этой ситуации, к тулякам каким-то непостижимым образом поступили известия о приближающейся помощи.
Спешившие на выручку полки остановились на ночёвку совсем рядом. Обе стороны утром начали бой с воодушевлением: наши ждали подмогу, а турки считали, что дело уже сделано. И тут над горизонтом появились клубы пыли подходящих русских полков. Девлет-Гирей получив весть о приближении войска московского царя, не знал о его численности и счёл за лучшее не просто уйти, а сбежать. Со стен города, видя панику и бегство неприятеля, решились на безумно смелый поступок — вылазку.
Все кто мог стоять на ногах: воины, обыватели, женщины, даже неопытные юноши — открыли ворота и напали на бегущих татар. Страх крымчаков и турок был настолько велик, что туляки побили многих и захватили богатую добычу, пушки и боеприпасы. Воистину, удача любит смелых! Подошедшие русские полки стали на месте бывшего татарского лагеря и неожиданно встретили возвращающиеся с грабежа окрестностей отряды крымцев.
схватка на берегу реки
Полный разгром
Подошедших степняков оказалось около 30 тысяч, им противостояла 15-тысячная рать возглавляемая Щенятевым и Курбским. Обескураженные татары не смогли оказать серьёзного сопротивления, были смяты и разбиты наголову, многих взяли в плен, а полон освободили. После боя решили догонять крымского хана, ведь разведчики доложили, что уходит орда не достаточно быстро — можно догнать.
Настигнуть уходящих крымчан удалось на берегу реки Шиворонь и развалившейся, деморализованной крымской орде, пришлось принять бой с быстро наступающими русскими полками. Правда численное преимущество было на их стороне, но они УЖЕ проиграли и не могли противостоять яростным атакам русских воинов. Сражение выдалось скоротечным, но очень кровопролитным, однако татары и османы снова были разбиты, рассеяны и бежали со всех ног.
Осознав свою главную ошибку — недостаточную скорость бега, они бросили весь обоз, табуны лошадей и верблюдов, припасы, а также бОльшую часть полона и уходили теперь налегке. По оценке разведчиков, они взяли неплохой темп и делали по 60 / 70 вёрст в день, лишая русских шанса снова их догнать и завершить разгром. Преследование прекратили.
осада Казани
Каждому своё
Иоанн Грозный, узнав о благополучном избавлении от напасти с юга, дал войску отдых и вновь повернул его на Казань. На этот раз город был взят окончательно и своевольство казанских ханов пресечено навсегда. Кроме славы, была взята огромная добыча, освобождены десятки тысяч пленников и приведены к присяге многочисленные племена степняков, ставших вассалами русского царя.
Интересно, что Девлет-Гирей не посмел написать об истинном состоянии дел и отчитался перед султаном о удачном завершении похода, взятом ясыре и полоне, но от кого что можно было скрыть? 21 июня 1552 года передовые силы крымского войска вышли к Туле, а уже вечером 23 июня русский царь получил известие о победе, остановил войска и заночевал под Каширой. А вы говорите, цифровой мир….
Иван IV сделал надлежащие выводы и разработал со своими боярами тактику противостояния набегам крымских орд на южные земли, смог окончательно подмять под себя значительную часть ногайцев, присоединить Астраханское ханство и вплотную приблизиться к окончательному решению крымского вопроса.
Но об этом читайте уже в следующей статье: Борьба за трон Золотой Орды. Добить врага в его логове.
Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…
Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».