Как началась Суворовская эпоха в русской армии

Знаменитые полководцы
Российская история богата выдающимися полководцами. Одним из самых ярких и известных, безусловно является А. В. Суворов.

Часть 1. Кто научил Суворова науке побеждать?

Этот военачальник смело применял новые тактические приёмы, был сторонником активных наступательных действий, горячо любим солдатами и уважаем противником. Практически всё тоже самое, можно повторить и о А. В. Суворове, но в данном случае, речь о том, под чьим началом он одно время служил — Петре Александровиче Румянцеве.

фельдмаршал, генерал-губернатор Малороссии Петр Александрович Румянцев-Задунайский

Тайна происхождения

Существуют две версии рождения будущего российской армии — официальная и альтернативная. Согласно первой, у генерал-аншефа Александра Ивановича Румянцева и его супруги Марии Андреевны Румянцевой, 15 января 1725 года в Приднестровье, в селе Строенцы родился мальчик, которого назвали Петя — как императора. И по слухам, назвали не зря. Дело в том, что Мария Румянцева, по отзывам современников, была любовницей Петра I и Петя — младший, вполне мог быть внебрачным сыном самодержца.

Подогревало эти слухи и то, что крестной матерью малыша, стала жена Петра I Екатерина I. А по второй версии, появился он на свет в Москве, под бдительным оком государевым. Понятно, что при таком родстве, что реальном, что приписываемом, у мальчика ожидалась блестящая карьера и в 14 лет отроду, парня решили приписать в дипломатическую миссию в Берлине. Главным образом, так поступили для того, чтобы образумить молодого человека, отличавшегося буйным нравом и не признающего никаких авторитетов, кроме отца.

Но фокус не удался, Пётр лишившись опеки строгого родителя, окунулся в европейскую веселую разгульную жизнь, благо возможностей к тому она предоставляла не в пример больше, чем в России. Пришлось через год его отозвать и отправить на военную службу в Сухопутный шляхетский корпус, как думали — под твёрдую руку…. На удивление, военные чины продержались гораздо меньше дипломатов. Всего через 4 месяца, уступая их настоятельным просьбам, кадета забрали обратно домой.

А в 1741-ом году кто-то надоумил его родителей отдать сорванца на очередную войну со шведами и случилось чудо — вчерашний сорвиголова, нашёл здесь применение своему буйству, своеволию и кипучей энергии. 16-летний подпоручик заслужил уважение подчинённых заботой о их положении, строго следя за тем, чтобы все были сыты, обуты, одеты и здоровы. Ел и спал среди солдат, тянул службу вместе с ними. После всего этого не удивительно, что его подразделение отличилось в боях и русско-шведскую войну, Румянцев закончил уже в чине капитана.

За боевые заслуги он был избран нарочным для доставки в Петербург донесения о заключении Абосского мира, а уже в столице произведён в полковники и назначен командиром Воронежского пехотного полка. Можно предположить, что императрица Елизавета Петровна учитывала возможное родство юноши, когда устраивала его карьеру.

Семилетняя война

Как надо воевать

Он всё делал громко и после насильной женитьбы ушёл в такие загулы, о которых судачила вся Россия, сама императрица в письмах просила его отца найти на сына управу. Вероятно, стыд за отпрыска и связанные с этим переживания, не добавили пожилому дипломату здоровья и в 1749-ом году он почил. Удивительно, но именно это событие стало поворотным в жизни и поведении его сына. На Семилетнюю войну с Пруссией, он попал уже в чине генерал-майора и в полной мере раскрыл свой полководческий талант.

Своими действиями молодой генерал, буквально взрывал мозг дисциплинированным прусским служакам, воюя нестандартно и неожиданно, не по правилам, как было тогда повсеместно принято, а по ситуации. Слава его быстро росла и не только в рядах российской армии. Заслуженные прусские вояки, стали всерьёз опасаться молодого русского гения наступательной войны. В сражении при Кунерсдорфе, его дивизия находясь в самом центре австро-русских войск, попала под разящий удар, считавшейся непобедимой прусской тяжёлой кавалерии.

Однако, как мы помним, Пётр Александрович авторитетов не признавал и выдержав первый навал, лично повёл своих солдат в контратаку. В результате, пруссаки поражённые гибелью своей элитной кавалерии, побежали без оглядки, да так, что прусский король Фридрих II потерял свою знаменитую треуголку, ставшую одним из трофеев русских. Снова и снова, нешаблонные действия Румянцева, заставляли прусских командиров путаться в перестроениях, нарушать строй, порядок, порождая в их головах хаос, переходивший в бардак на поле боя.

В самом конце Семилетней войны, Пётр Александрович взял крепость, считавшуюся прежде неприступной, проявив упорство и недюжинный талант. О нём стали говорить по всей Европе, как о лучшем полководце своего времени. Новые приемы боя и маневренная наступательная тактика, которую впоследствии доведёт до совершенства уже Суворов, доконали короля — воина Фридриха.

Он уже всерьёз подумывал о капитуляции и отречении от престола, но тут умирает Елизавета Петровна и на трон в России заступает Пётр III, истый поклонник прусского короля. Прекратив уже практически выигранную войну, новый император вернул все завоёванные территории и предложил пруссакам союз. На удивленье многих, Румянцев не стал обсуждать новую политику, реализуя правило «Приказы не обсуждаются — приказы выполняются».

Железной рукой

Воплощение позора, для русских войск продлилось недолго, в результате переворота на трон взошла Екатерина II и снова Румянцев всех удивил, не принимая присягу до получения известия о смерти Петра III. Не дожидаясь опалы он подал в отставку, однако юная Фике, уже в свою очередь проявила государственное мышление и подход. Отклонив прошение, она назначила Румянцева на очень сложный пост.

Со времён воссоединения Малороссии с Россией, шляхта там жила на особенном положении, по сути паразитируя на труде и заслугах всей остальной страны. УкрАинские магнаты не платили налогов, не давали рекрутов в армию, больше того — не были известны даже размеры их состояний и размеры собственности! И надо полагать, никто из них не стремился терять свои привилегии. Подробнее о незаслуженном положении Малороссии читайте в статье Фантом укрАинского мозга.

Румянцев впервые провёл генеральную опись населения, а также имущества помещиков и магнатов. Для Российской империи, это позволило прекратить постоянные дотации в регион (они ещё и деньги со всей России тянули!) и начать получать немалые налоги с оборзевшей укрАинской шляхты. На посту генерал-губернатора Малороссии, Пётр Александрович Румянцев останется до самой смерти.

В. Арсени «Победа при Кагуле»

Служил, и ещё послужу

Однако почивать на лаврах было ещё рано, в 1768-ом году началась русско-турецкая война и Румянцева назначили командующим, сменив на этом посту нерешительного князя Голицина. И Пётр Александрович вновь продемонстрировал быстроту, натиск и маневренность, которая принесла ему успех в Пруссии. Вся Европа с замиранием сердца следила за его победами над превосходящими силами противника. В редком сражении, перевес сил турок был меньше, чем 4-х кратный, а зачастую и более того, но исход оставался неизменным — османы разбиты наголову, бегут теряя всё что можно было потерять, включая честь и славу.

А от соотношения потерь, европейцы просто впадали в оторопь: 1 русский воин к 50/60 турецких! Неувядаемой славой, полководец покрыл себя в битве при реке Кагул. 32-тысячная русская армия противостояла 150-тысячной турецкой, ожидавшей подхода 100-тысячного корпуса крымского хана Каплана II Гирея. В такой ситуации, никто кроме Румянцева не стал бы даже думать о атаке, но Пётр Александрович не сомневался ни секунды. В ночь накануне турецкой атаки, он выдвинул часть войск в направлении османского лагеря, а часть отправил прикрывать тыл от крымчаков.

Построившись в каре неприступные для турецкой кавалерии, русские полки подошли вплотную к ставке турецкого паши, когда тот решился бросить в бой янычар. Яростная атака которых, буквально развалила одно каре, а побежавшие солдаты стали искать спасения в порядках других построений, нарушая их и ставя под угрозу разгрома всю армию. И тут наблюдавший за ходом боя Румянцев, спокойно сказав офицерам «Теперь настало наше дело», устремился к отступавшему каре. Увидев любимого генерала солдаты воодушевились, под огнём и напором янычар смогли восстановить нарушенный строй и погнать турок вспять!

Бежавших в панике османов гнали до Дуная, захватывая орудия, обоз, знамёна и пленных. Особо отличились тогда крымчаки: хан Гирей узнав о разгроме, не стал испытывать судьбу и развернув своих «храбрых» воинов, побежал что есть мочи под прикрытие турецких крепостей. Но в Измаиле татар попросту погнали в шею, опасаясь, что их присутствие привлечёт к городу страшного русского генерала. В итоге, Измаил тогда (первый раз) был взят почти без боя….

Великий

С победой при Кагуле, личным письмом Румянцева поздравил даже старый противник — прусский король Фридрих, наградив его орденом Чёрного Орла. А сам генерал продолжал гнать турок, беря город за городом и в конце концов, загнал османского визиря в тупик, отрезав тому отступление неожиданным и смелым манёвром. Несмотря на 3-х кратное превосходство, турки запуганные мастерством Румянцева, запросили мира и быстро согласились на все условия. Екатерина II по достоинству оценила заслуги полководца, наградив его по-царски.

Высочайшим указом повелела генерал-фельдмаршалу графу Петру Александровичу Румянцеву, присоединить к фамилии его наименование «Задунайский», пожаловав награды, имения и крестьян. В честь приезда фельдмаршала Румянцева в Берлин, король Пруссии Фридрих II устроил приём, который не оказывал никому в своей жизни: полки прусской армии прошли парадным маршем, в присутствии всего высшего прусского генералитета. А австрийский император Иосиф II, всегда держал на обеденном столе один лишний прибор — в честь отсутствующего на трапезе П. А. Румянцева.

Остается лишь с сожалением отметить, что история в случае с Суворовым, повторила судьбу Румянцева — оба они были оттеснены очередными фаворитами и окончили жизнь в своих имениях, не принимая никого, даже детей. Должное им воздали уже потомки, бережно храня память свершённых ими побед и охраняя славу русского оружия! Будем помнить и мы.

будущее русской армии, было связано с ним

Часть 2. Военный гений Суворова

Диспозиция

Русско-турецкая война, начавшаяся ещё в 1768-ом году и прерывавшаяся на многочисленные переговоры, никак не могла закончиться. Но не османы тому виной, а их патроны из Франции, Пруссии и Австрии, отвергшие требования Екатерины II о независимости Крымского ханства. Крым жил ожиданием перехода в российское подданство и это (как и сегодня) многим в европах не нравилось. А значит, война продолжалась.

В 1773-ем году армия под командованием Румянцева, готовилась к масштабному наступлению, для которого впрочем, не хватало сил и средств. Всё как всегда — политики не слушая военных ставят задачи… Требовался творческий подход к делу. Наконец был утверждён план захвата Силистрии, чтобы принудить турок к уступкам на переговорах.

Мешала одна маленькая, но существенная деталь — турки ожидали удара именно здесь и были наготове. Были необходимы отвлекающие удары на других направлениях (ранее это называлось «поиски»). Как раз в это время, в армии и появился молодой, амбициозный генерал-майор Суворов, жаждающий показать себя в самостоятельном деле.

Решительность и натиск

Ему была поставлена задача атаковать крепость Туртукай на другом берегу Дуная. Александр Васильевич как всегда деятельно взялся за дело, готовя атаку и тренируя солдат. Вероятно, турки получили какие-то сведения об активности у неприятеля и предприняли проверку боем — атаковав конным отрядом боевое охранение русского лагеря. В результате они добились своей цели и заметили подготовку к штурму. Всё было напрасно? Ну уж нет, Суворов не намерен был отступать от планов. И атака состоялась ночью того же дня, чего турки ожидать никак не могли — ведь так не воюют!

Имея в своём распоряжении отряд численностью 2000 человек, Александр Васильевич вынужден был отвлечь из них 700-800 солдат на охранение и в качестве гребцов. В итоге, штурмовали укреплённый гарнизон с четырьмя тысячами османских бойцов, всего 1200 наших солдат. Нестандартное, смелое решение произвести переправу ночью, имело успех. Наши части успели подготовиться, знали свои задачи и манёвры, а османы хоть и заметили начало переправы, палили впустую — мешала полная темнота.

Решительность, быстрота и натиск сделали своё дело — турки побежали. Ночная атака продолжалась всего 3 часа, но за это время османы были выбиты из крепости, захвачены богатые трофеи. Был ранен и сам командующий: во время атаки одной из батарей, разорвало турецкую пушку, осколком которой Суворов был ранен в ногу. В то же день войска переправились обратно на свой берег, задачу можно считать выполненной — враг повержен, Туртукай сожжён.

неоднократно ранен

Кто везёт, того и грузят

Как это часто бывает в жизни, воспользоваться плодами смелости отряда Суворова не сумели — турки вернулись и спокойно восстановили укрепления. Общая диспозиция также не изменилась, такое впечатление, что командование русской армии было удивлено успехом отвлекающей атаки, не меньше турок. И не предприняло ровным счётом ничего. Вы не поверите — было решено повторить. Раненый и подхвативший местную лихорадку Суворов, ещё не восстановивший здоровье, получил на этот раз больше сил и средств для переправы.

Правда и османы усилили свой гарнизон, всё говорило за то, что бой ожидается трудный. Вновь ломая шаблоны, Александр Васильевич начал атаку на закате дня. Диспозиция была простой и ясной: войска высаживаются по очереди, атакуют сходу, задние шеренги пристраиваются к передним, «голова хвоста не ожидает… Командиры частей колонны или разделений ни о чем не докладывают; но действуют сами собою с поспешностию и благоразумием».

И вновь, смелость, своевременное получение подкреплений и решительность наших воинов, сделали своё дело — турки не выдержали и побежали, традиционно бросая знамёна и орудия. Бой был снова выигран.

Итоги

Надо ли уточнять, что и на этот раз командующий Салтыков не смог распорядиться победой? Однако, отвагу и незаурядные качества молодого полководца, заметили и оценили. Вскоре генерал-майору Суворову с отрядом, было поручено сменить место дислокации, а затем его корпус был переподчинён генерал-поручику Потёмкину. Начиналась эпоха Суворовских побед русской армии. В этой первой самостоятельной военной операции, будущий генералиссимус проявил основы новой тактической военной школы, которая сделала Суворова по-настоящему выдающимся полководцем своей эпохи.

Многие его приёмы впоследствии, стали с успехом перениматься другими армиями Европы. Более того, вскоре стало ясно, что только сосредоточение в его руках управления всеми силами армии, могли дать максимальный результат. В противном случае, все успехи и инициатива, разбивались о посредственность начальников стоящих над ним. Для наиболее полного раскрытия таланта Суворова, было необходимо более масштабное предприятие, чем молниеносные вылазки за Дунай. И очень скоро ему представилась такая возможность.

Продолжение читайте в следующей статье Военный гений Суворова.

Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…

Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».

})
Оцените статью
Великая Евразия
Добавить комментарий

  1. Евгений

    Здравствуйте, можем ли быть для Вас полезны в составлении контента?
    Ком.предложения, статьи, ведение сообществ/блогов и т.д.
    Если интересно, напишите на наш E-mail, обсудим детали:
    dlmahroiarlnqbi@mail.ru

    Ответить