Возврат христианства к ведическим истокам?

Вера наших предков
Народные, ведические или, если угодно, языческие верования и взгляды, никуда не уходили с Руси с приходом христианства!

Часть 1. Ещё не христианство, но уже не язычество — во что же верили наши предки?

В истории религий народов мира, Россия занимает совершенно особенное место, я бы даже сказал — уникальное. Ни один из регионов земного шара, не испытывал так много попыток идеологической экспансии, пережив при этом все их и сохранив исконные верования предков. Я уже обращался к этой теме в своих статьях и хотя они (к сожалению) не пользуются высоким читательским интересом, считаю необходимым дать логическое завершение важной темы.

Продолжение, начало читайте в серии из 10 статей: Языческий Первомай под красным стягом — первая и Был ли СССР проектом староверов и что значила круговая порука у славян? предыдущая, десятая. Переходы между статьями серии, по активным ссылкам в конце текста каждой из них. Публикация подготовлена по видео кандидата философских наук, религиоведа Б. О. Куценко на Народном славянском радио.

свержение Перуна

Первые христиане на Руси

Напомню, что специалисты насчитывают несколько волн проникновения христианских учений разного толка на Русскую равнину. Существует версия прихода Апостола Андрея в (тогда ещё) Скифию и основании им апостольской церкви. Несторианство в период своего расцвета на Востоке, привносилось вместе с купцами, воинами и путешественниками, использовавшими Волжско — Балтийский и Донской торговые пути. А с запада им навстречу двигались немецкие купцы — ариане. Считается, что эти конфессии были широко представлены в русских княжествах, но всё-таки массовое насаждение новой веры происходило начиная с IX века.

За точку отсчёта можно взять крещение княгини Ольги, к этому времени христианство уже сложилось как мировая религия, были отработаны концепция и главные теологические вопросы. Безусловно, раннее христианство имело выраженные черты иудаизма. Все апостолы были не славяне, исповедовали ортодоксальные правила, имели обрезание и проповедовали на арамейском или иврите. Тем не менее, начиная с III века в религию начал активно примешиваться неоплатонизм, с его концентрацией на человеческой составляющей и размышлениями о непознаваемом.

Всё это создавало благоприятную почву для влияния культуры народа — носителя и уже ко времени Владимира Красное Солнышко, отмечается нестандартный вид христианства в русских княжествах. Особенно сильно заметны различия и влияние исконных верований в Северо — Восточной Руси. В X-XII веках там активно возводятся христианские храмы не просто на местах языческих капищ, но с активным использованием их элементов! Специалисты утверждают, что архитектура этих святилищ, в значительной степени отличалась от Киевской и несла в себе влияние ведической традиции зодчества.

Повсеместно в основание церквей и монастырей закладывались, так называемые «камни силы», которым поклонялись местные народы. И жители по исконной традиции, шли просить здоровья и удачи к чудесным камням… но уже в христианские храмы, стены и кровлю которых, украшала резьба и фрески на ведические сюжеты. Есть документальные подтверждения довольно мирного существования в доордынской Руси, как ведической, так и христианской веры. К примеру, Ростов Великий вплоть до XIII века был разделён на две части: ведическую и христианскую, при этом никто никому не мешал жить по своим правилам.

синь-камень вмурованный в пол церкви

Совмещение и перенесение

Встраивание предметов поклонения ведических культов в христианские храмы и монастыри, позволяло перенести внимание на новые символы и отчасти внедрить в сознание людей другие понятия, идеологию. Как это работало? К примеру, в церкви Переславль-Залесска в пол вмурован один из знаменитых синь-камней, то же самое можно увидеть и в Спасо-Евфимиевом монастырецеркви Бориса и Глеба и многих других храмах.

Все приходящие поклониться камням, автоматически попадали под влияние церковного клира и начиналась рутинная миссионерская работа. Интересно, что по утверждению Б. О. Куценко, на сегодняшний день в Северо — Восточной Руси не вскрыто классических христианских кладбищ того периода. Но как же тогда первые христиане уходили в мир иной?

На этот вопрос ответили археологи, прояснившие наличие погребений в землю (не традиционный способ для славян) на специальных площадках, под контролем ведических волхвов, но по христианскому обряду того времени. В качестве примера, можно рассмотреть раскопки  могильника в Шекшово  (X-XII века), дающего нам представление о похоронных традициях верующих. Первых христиан провожали в последний путь волхвы, вкладывая им в могилу оружие, пищу и серебряную монетку — типичные и давно известные учёным языческие элементы!

Разошлись, как в море корабли…

Таким образом, исследователи делают вывод о повсеместном мирном сосуществовании ведического и христианского верований, взаимном их проникновении. В соответствии с древними традициями, подавляющее большинство храмов на Руси были деревянными, поэтому их не так много и сохранилось. Широкое каменное строительство христианских объектов, наблюдается лишь с началом в ордынского периода. Как уже многократно упоминалось, именно времена союза Русь — Орда, стали «золотым» временем для византийской веры в русских княжествах.

Появляются первые кладбища на специально отведённых церковью территориях, уделы сотрясают религиозные войны, активно уничтожается старый жреческий класс. Разрушаются церкви с куполами «маковками», выстроенные с учётом ведической архитектуры. Однозначного объяснения этому явлению нет, но определённо, церковь в тот период попадает под влияние византийской традиции, которая решительно вытеснила раннюю иудейскую составляющую христианства, изрядно разбавленную ведическими элементами веры.

В этой связи, рекомендую вам прочитать серию статей по теме: Новая история Византийской (Золотой) Орды.

По меткому выражению академика Н. А. Макарова: «Первые христиане на Руси — были последними её язычниками». А что же пришло из Византии взамен иудаистскому направлению? Там зародилось, оформилось, окрепло и получило широкое распространение такое течение, как исихазм — по сути своей, отстоящее не так далеко от любого ведического культа. Именно середину XIV века считают становлением типичного русского христианства..

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского и его воинов

Часть 2. Невозможное возможно — это русский исихазм

Всякий народ силён своим духом и традициями. Так сложилось, что Русь стоящая на перекрёстке евразийских цивилизаций, испытывала влияние всех окружающих её центров идеологий. Вплоть до времени позднего Средневековья, идеологией являлась религия и только начиная с XVII века (заметьте!), после того как Петавиус и Скалигер сформировали историческую временную шкалу, а их последователи по всему миру стали СОЧИНЯТЬ историю государств, начали проявляться национальные идеи и интересы.

Рекомендую к прочтению статью Как сочиняли историю государств. Почему это происходило, ведь власть никто и никогда добровольно не отдаёт? Это тема отдельной статьи и возможно мы к этому ещё вернёмся, а пока добро пожаловать в XIV век. Архиепископ, богослов, мистик и философ Григорий Палама сделал давно напрашивающий вывод о необходимости прямого общения человека с Богом.

Нельзя сказать, что это было новым словом в христианской традиции, практиковалось подобное и до него. Но видимо пришла пора обновления, прежняя парадигма не всегда справлялась со стоявшими перед церковью задачами. Палама обобщив существующие практики и учения, заявил: большинство молитв и церковных обрядов — суть дело людское и совершенно не приближает молящихся к Истине… ни больше, ни меньше!

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Во всеуслышание, громко он заявил о связи Ветхого и части Нового Заветов с традициями древнего иудаизма. Посыл был прост: писали эти книги люди, испытывавшие сильнейшее влияние распространённого в то время и тех местах иудаизма, из которого собственного и образовалось позднейшее христианство. И нет ничего удивительного, что в своих книгах они передавали часть своих взглядов на Веру. Это не значит, что христианство — суть иудаизм, нет, но верующему для нахождения дороги к Творцу, следует самому создать предпосылки для познания и Богосозерцания, то есть просветления.

Сделать это, по мнению Паламы и многих других богословов, можно лишь посредством «умной молитвы». Начатое им движение получило название паламизм, а само учение стало называться исихазмом. Идея поиска Бога внутри человека, в противовес церковным обрядам придуманным попами, многим пришлась по душе. Предлагалось также избавить простого человека от замудрых и сложных текстов Писаний, но дать ему минимальное количество основных понятий и молитв, оставив людей наедине с их стремлением к Свету и Богу. То есть делать именно то, что составляло основу всяких исконных верований — прямое общение.

Вот набор основных цитат исихастов из Священного Писания: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21), «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48), «Когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» (Мф.6:6), «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (ср.: 1Кор.6:17).

На Русь исихазм проник из славянской Фракии в уже адаптированном, а значит более привлекательном виде и стал активно вытеснять раннее христианство иудаистского толка. По версиям некоторых историков, происходило замещение евреев на богословских и административных должностях Русского царства. Вновь стали появляться храмы с шатровой архитектурой — дань ведической архитектуре.

Интересно, что подобный возврат к национальным, исконным традициям, стал возможен при прямом одобрении Римского престола. Именно папе римскому приписывают состоявшийся брак Ивана III с наследницей династии Палеологов, племянницей последнего императора Византии  Константина XI Палеолога. И сама идея Москва — третий Рим, была призвана срочно противопоставить Русское царство, набирающим силу османам.

Рекомендую к прочтению статью Третий Рим – наш. Долой Золотую Орду! и Где Донской Мамая бил? и Куликовская битва — эпизод гражданской войны за Русь

Однако политика политикой, а для народа исихазм стал избавлением от церковного давления и неким благословлённым возвратом к прямому общению с Богом, минуя обязательных посредников в лице поповства. Молится человек у себя в доме, живёт честно, ищет в себе Бога и хорошо. Не случайно, многие известные и почитаемые в народе преподобные — Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Серафим Саровский и другие, были русскими исихастами.

В то время как римская церковь считала, что любое человеческое существо должно быть подчинено римскому папе, русские исихасты доказывали возможность соединения с Богом человека, без посредничества и руководства римского епископа и необходимости подчинения ему. Об́Оженный человек и Человек, стояли в иерархии исихастов выше бесплотных ангелов и архангелов.

остатки древней резьбы по камню в храме

Это учение, так хорошо встроившееся в мировоззрение исконных русских верований, подверглось реформе с воцарением династии Романовых (подробнее о тех временах читайте в статье Хроника династии Романовых). Им было нужно удержаться у власти, а следовательно, нужна была и новая идеология, подчинение, закрепощение народа на западный образец и контроль за церковью, приведший в итоге к церковному расколу и синодальному христианскому периоду.

Продолжение темы синтеза народных верований и христианства, читайте в следующей статье На Руси было четыре разных версии христианства?

Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…

Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».

})
Оцените статью
Великая Евразия
Добавить комментарий