Битва при Судьбищах или как воеводы Иоанна Грозного, крымского хана по Дикому полю гоняли

Эпоха Грозного царя
Серия статей, которая перевернёт ваше представление о противостоянии Русского царя и Крымского хана.

Противостояние Русского царства и осколков Золотой Орды, к середине XVI века приняло вид гражданской войны ордынских территорий. Русские Великие князья смогли привлечь на свою сторону многие ордынские улусы, ставшие самостоятельными ханствами. Решающую роль в этом противостоянии сыграл Великий царь Иоанн IV Грозный. На его долю выпало столько судьбоносных событий, что я решил начать новую серию статей об этом Великом человеке и блестящем стратеге. Она будет продолжением ранее начатого рассказа: Эпоха Иоанна IV. Оклеветанный царь и Эпоха Иоанна IV. Великий созидатель.

Наследник

За быстрым усилением Русского царства с возрастающей тревогой следили не только в Европе, но и на южном побережье Чёрного моря. Османская Порта также ломала голову, как остановить неизбежное. Решили действовать по старинке и бросить на убой крымских татар, уповая на то, что дорогу они знают, а царь русский вынужден держать почти круговую оборону своих границ, распыляя силы. В 1551-ом году на Крымское ханство был поставлен молодой и амбициозный двоюродный брат османского султана Сулеймана Великолепного по материнской линии Девлет I Гирей.

Сменяя своего менее активного родственника, он был призван сокрушить Русское царство и восстановить единство Золотой Орды со столицей в Крыму. Генеалогические корни для этого присутствовали, силой обещали помочь османы, так за чем же дело встало? Так или примерно так внушали новому хану османские послы, нацеливая его на северного соседа. И надо сразу признать, что несмотря на ряд поражений и неудач, с помощью османов он чуть было не достиг поставленной цели, но Русское государство устояло и больше того — вобрало в себя почти все улусы Орды.

Крымский хан Девлет-Гирей

Реванш Девлет-Гирея

Девлет-Гирея не иначе преследовал злой рок: Казанское ханство пало и он не смог этому помешать, Астраханское находилось под контролем Москвы и опять крымский хан ничего не мог с этим поделать. Ногайская орда и большинство поволжских ханов отстранились от борьбы, а то и стояли на стороне русских. Да ещё неудачный поход под Тулу висел над ним, как клеймо неудачника. Срочно был нужен был реванш.

Будучи человеком умным и осторожным, хан благоразумно решил не повторять прошлых ошибок и предварить новый поход на север целым снопом хитростей, дабы отвлечь внимание и ввести в заблуждение противную сторону. В ход шли письма с заверениями дружбы Иоанну, послы, агенты влияния с дезинформацией и прочее. Их противостояние больше напоминало шахматную игру гроссмейстеров.

Собрав большое войско, хан в мае 1555-го года выступил на пятигорских черкесов, к тому времени уже ставших подданными Грозного царя. Переправившись через Северский Донец, Девлет-Гирей неожиданно (как он сам считал) повернул на север и быстрым маршем погнал своё 60-ти тысячное войско по Изюмскому шляху на Тулу. Лёгкая татарская конница была усилена отрядом турецких янычар и османской артиллерией.

Первый день битвы при Судьбищах. Миниатюра из Лицевого свода, том 22 (если кто не узнал, Девлет-Гирей справа в короне)

Контригра Иоанна

Однако русский царь в очередной раз проявил себя весьма незаурядным стратегом и не стал вступать в игру навязанную ханом, начав собственную контригру. Манёвры крымчаков были заранее просчитаны и отыграны. Ногайский хан и черкесские князья предупреждены о ситуации, на Окском рубеже на возможных местах переправ развёрнуты пять сторожевых полков. Получив известия от многочисленных осведомителей о первом ходе Гирея, русский монарх сделал свой.

В Дикое поле, по направлению к Мамаевым лугам, месту выпаса ханских табунов, выдвинулась рать под началом опытного И. Шереметева. Задача минимум — угнать огромные табуны и разорить тылы противника. Если получится, то заставить вернуться Гирея обратно, а нет — зайти к нему в тыл и зажать в клещи между основными силами Грозного и своими полками. Другими словами, особо хитрого Девлет-Гирея попросту выманивали из Крыма в устроенную ловушку. Началась загонная охота на хана.

Разведчики передали информацию Шереметеву о переправе татар и резком повороте на север, значит всё шло по плану. Воевода соединив свои полки с северской ратью, поспешил вдогонку крымцам, главное — не упустить! А в это время, те же известия стронули главную военную русскую машину и Грозный выдвинулся с объединённым войском по направлению к Туле. По всему выходило, что хану ловушки не миновать.

Второй день битвы. Хан одолевает Шереметева. Миниатюра из Лицевого свода, том 2

Развязка

Человек предполагает, а Бог располагает. У крымского хана тоже имелись доброхоты и доносчики, которые поспешили ему сообщить о выступлении сильного войска навстречу. Сразу после получения тревожной вести, Девлет-Гирей не мешкая развернул своё огромное воинство назад и буквально наткнулся возле местечка Судьбищи на авангардные части преследовавшего его Шереметева. А царскому воеводе накануне пришлось разделить свою рать и выделить 6 из 13 тысяч воинов, для сопровождения захваченного богатого обоза крымчан и огромных табунов лошадей.

Первое столкновение после 6 часового упорного боя, закончилось в пользу в пользу русских, которым удалось разбить не успевшие развернуться с марша передовые татарские полки и захватить знамя знатных Ширинских князей. Подтянувшиеся к месту сражения основные силы во главе с ханом взяли паузу, устроив военный совет. Грозный по их данным был в 3 / 4 днях пути, пленные же рассказали об отсутствии почти половины засадного отряда в стоявших напротив них русских полках.

При таком раскладе, Девлет-Гирей справедливо надеялся разбить своего малочисленного противника до подхода основных сил Иоанна и смыться овеянный славой победителя. Было решено дать бой.

Стоявшие напротив него полки Шереметева, тоже иллюзий не питали и времени зря не теряли. Согнав свой обоз в урочище, устроили засеку и стрельцы с казаками засели с огненным боем поджидать неприятеля. Дети же боярские — кованная рать, несмотря на очевидное многократное превосходство татар в численности, решили выйти на открытый бой, чтобы ввязать хана в сражение и не дать ему ускользнуть.

Вначале второго дня, успех также был на стороне русских ратей: они опрокинули татар, но совершили стандартную ошибку — погнались за отступающими, напоровшись на кинжальный огонь османских мушкетеров и их пушек. Понеся тяжёлые потери, часть конницы рассеялась, а часть вернулась к засевшим на засеке стрельцам. Туда же привезли тяжело раненного воеводу.

Полевые укрепления выдержали за день три штурма и обстрел пушками, но успешно отбились, дело шло к вечеру второго из отпущенных на разгром дней. Время хана стремительно утекало. Понимая, что взять укрепление можно лишь понеся большие потери и потеряв драгоценное время, Девлет-Гирей решает ночью сняться с лагеря и уносить ноги обратно в степь. Темп взятый смелыми татарскими воинами поразителен — от 70 до 90 км в сутки! Вероятно они не очень-то надеялись на «тихоходство» русской рати.

картина, посвящённая Судьбищенской битве

Итоги

Царь с основными силами уже подходил к Туле, когда узнал о развороте татарского войска восвояси. Следом за этим до стана добрались вести о страшном разгроме Шереметова воинства. Иоанн спешным порядком продолжил марш к Туле, чтобы спасти тех, кого можно от преследования татар, но уже в городе к нему прибыли остатки полков воеводы и ситуация окончательно прояснилась.

А известия продолжали поступать, разведчики докладывали о невероятно высоком темпе отступления крымских татар, пробегавших по 70 км в день, бросавших по пути загнанных коней и воинов умерших от ран. Догнать набравших такой резвый ход степных батыров, ратям нет совершенно никакой возможности, подводили итог посланные вслед за крымчаками лазутчики-сторожа. Поход было решено прервать, на этот раз хану посчастливилось ускользнуть.

Рекомендую к прочтению: археологические находки на предполагаемом месте Судьбищенского сражения, огромное количество артефактов — больше чем на Куликовом поле!

По возвращении в Москву, Иоанн IV устроил чествование и награждение героев сражения. Вновь посрамлённый Девлет-Гирей слал «брату Ивану» письмо за письмом, желая тому не поминать прошлое, не держать обиды и обменяться послами. Очередная комбинация с крымским ханом за наследие Орды была выиграна. А на следующий 1556-ой год, уже ханство Астраханское вошло в состав Русского царства. Политика русского царя продолжала давать превосходные результаты.

мемориал в Орловской области, посвященный сражению

Послесловие

Амбициозный крымский хан Девлет-Гирей мчался во главе своего всё ещё большого, но улепетывающего в родные степи войска, лишившись обоза, коней, многих воинов и чести. Ему ещё предстояло оправдываться перед Портой за второе подряд поражение от русского царя.

Остановившись на одном из древних курганов, которыми была полна степь, он оглянулся на свои полки, смешавшиеся в клубах поднимающейся пыли и вспоминал, когда же началась череда неудач. Это было три года назад. Тогда он полный надежд и ободрений османских вельмож, выступал в свой первый поход на Русь. И память вернула его в те времена, причинив дополнительную боль и так израненной душе…

Продолжение читайте в следующей части серии: Борьба за трон Золотой Орды. Тульское побоище.

Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…

Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».

})
Оцените статью
Великая Евразия
Добавить комментарий