После крестовых походов Запада на Дунайскую и Варяжскую Русь, многие выжившие и не согласные сгибаться под новый порядок славяне, уходили в последнее пристанище исконной традиции — Восточную Русь. Здесь оформилось новое воинское сословие — новгородская вольница, позже названная ушкуйниками.
Это вольное братство жило предоставлением силовой поддержки купцам и охраной речных (морских) торговых маршрутов. Однако часто эти вольные стражи Русского Севера вступались за мирные русские поселения, подвергавшиеся нападениям извне и совершали ответные походы. Так было в Скандинавии и в Золотой Орде, города которых порой не успевали оправиться от нападений ватажников.
Такое народное сопротивление поддерживал простой люд и настоящая, истинная русская христианская церковь, но оно сильно мешало и путало карты самовластию князей, боярства и духовенства византийской епархии. По мере усиления централизации власти, концентрировавшейся вокруг Москвы, конфликт усиливался. Вольному воинству надо было либо меняться, либо подчиняться государству.
Продолжение, начало темы читайте в статьях: Кто приучил викингов бояться русских парусов? Ушкуйники и Ушкуйники. Дрожь Золотой Орды. Публикация создана по материалу исследователя-историка Белоусова Д. В. (ссылка на сайт) «Ушкуйники — забытые герои Руси».
ушкуйники, реконструкция
Месть — дело благородное
В предыдущей статье я кратко рассказал о предательстве Суздальского, Нижегородского и Ростовского князей, которые с помощью боярства Костромы обманом смогли поймать и выдать на расправу татарскому хану старшИну ушкуйников, вернувшихся из похода и отдыхавших в городе. Не в обычаях вольного братства было забывать предательство, минуло 10 лет. В 1370-ом году значительные силы ушкуйников напали на предавший их город и разграбили его, при этом внятно объяснив причины атаки. В 1375-ом году поход мести был повторен, причем делалось всё напоказ, открыто — костромичи знали о нападении и готовились его отразить.
Была собрана рать из 5000 воинов, им противостояли примерно 2000 ушкуйников, которые сошли с судов и разделившись, напали на костромичей с двух сторон одновременно. Первым сбежал храбрый костромской воевода, за ним потянулись и все остальные, сражение было проиграно, а Кострома вновь разграблена. А в 1380-ом году (через 20 лет после выдачи ушкуйников) был разграблен и сожжён уже Нижний Новгород. Подобные примеры наказания за предательство интересов русского народа, нашли своё отражение в оставшихся после подчистки летописях.
Вся идеология вольного воинского братства ушкуйников, строилась на товариществе, поддержке и взаимовыручке. Когда же их предавали за то, что они мстили татарам за набеги на мирные селения, ватажники ожидаемо реагировали, иначе бы они не были силой, с которой считались не только вороги, но и князья, боярство княжеское. А подтверждением тому — образование Вятской вечевой республики.
Вятская земля — справа вверху
Оплот народоправства
Считается, что активное заселение тех земель стало происходить начиная с 12-го века, когда некоторые новгородцы, разочаровавшись в способе управления городом и республикой, отправились строить свою версию народной демократии. В 14-ом веке новое образование попадает в сферу интересов ушкуйников и начинает бурно развиваться. Приток денег от походов и беженцев из приграничных областей других княжеств, дают возможность расширения, строительства новых городов, заявления о себе как о самостоятельной силе. Центром республики стал город Хлынов (позже Вятка, а сегодня город Киров), куда со временем переместилось из Новгорода всё ушкуйное братство.
В отличии от единовластного правления князей и трехсот «золотых поясов» (богатейших людей), контролировавших вече Новгорода, здесь власть была у двух выборных воевод, которым подчинялись ватаманы и подвойские (исполнители решений воевод). На этом всё. Налоги платили один раз в год. Республика имела союзные отношения то с одним, то с другим княжеством, при этом сохраняя свою независимость.
Несмотря на наличие множества церквей, поповства не было совершенно. Ориентация на народ и веротерпимость — важные отличия старой христианской веры славян, последний её крупный оплот. Учитывая общую тенденцию на централизацию власти и усиление роли патриархата, так долго продолжаться не могло. У Москвы оказались очень длинные руки…
бой
Подчинение или перемещение?
Московские князья делали несколько попыток подчинить Вятскую республику, но до середины 15-го века все они были неудачными. В конце концов Василию I удалось добиться признания своего влияния, но опять-таки только номинально, по сути вятичи оставались самостоятельными. Военные походы на Вятку перемежались с внутренними заговорами и попытками внутреннего переворота сторонниками подчинения Москве.
От ратей 1457 / 1459 / 1464-ых годов вятичам удалось банально откупиться. По настоящему серьезно за них взялись уже после полного подчинения Новгорода. Иван III в 1471-ом году своим военным походом, присоединил Новгородские земли к Московскому княжеству, а в 1478-ом году и вовсе получил прямое управление в них. Настала очередь Вятской республики ждать гостей.
В этот раз подготовка была основательной. Князь Щеня и боярин Морозов привели в вятские земли примерно 70 000 воинов и татарский отряд в придачу, сняв тем самым вопрос о исходе противостояния. После осады и зажжения городских стен, Вятка сдалась. Всю вятскую знать переселили в подмосковные земли, а трёх наиболее знатных земских воевод казнили на Красной площади. Кроме того, видимо чтобы исключить вопросы по наследникам, втихую удавили и их семьи (согласно данным летописцев).
Однако было бы ошибочно предполагать, что на этом традиции народной вольницы и воинского братства пресеклись. Как уже случалось в начале 12-го века, самые яркие представители ушкуйников снова переместились подальше от княжеской власти — в донские степи.
казачьи струги в походе
Новая история ушкуйников — казачество
На берегах Дона, между крымскими татарами и ногайцами, осели остатки вольных ушкуйников. Вполне вероятно, что выбор места определялся уже налаженными связями с бродниками — исконными обитателями тех мест. Так что ватажники пришли не на пустое место и значительно усилили прихожан Крутицкой (Сарайской) христианской епархии. Да, да, те места были населены в том числе христианами. Первое официальное упоминание о донских казаках относится к 1550-му году в жалобе ногайского князя Юсуфа — всё как и было у ушкуйников.
А уже в 1570-ом году, самый прогрессивный русский царь Иоанн Грозный, сообразил дать казакам официальный статус своей пожалованной грамотой, считающейся теперь точкой основания Войска Донского. И тем самым, признать наконец их заслуги в охране людей русских. Обычаи ушкуйников — вольница, народоправство, походы по рекам и морям, защита народа от набегов, веротерпимость и привечание всех вольных людей, прибывающим к ним — все это мы наблюдаем и у донских казаков. Типичные представители: Ермак, Разин и Афанасий Никитин — полностью укладываются в продолжение традиций ушкуйников.
А что до веры казачьей, то вот как говаривал атаман Степан Разин: «В церковь не ходите, а свадьбы в кругу берёз водите, как велят старинные обычаи…» — совсем не то, что нам пытаются втиснуть в голову попы и официальные историки, правда? Но история казачества, это тема отдельных статей, к которой возможно, мы вернемся позже.
В серии статей об ушкуйниках, я представил вам версию возникновения этого сословия и его служения народу русскому, отличную от взглядов официальной истории. Так это или нет — судить вам, читателям, но мне эта версия ближе к сердцу. Непрерывная преемственность духа наших предков с берегов Варяжского моря, от самых стен белого Храма Арконы…
Продолжение читайте в следующем материале Ушкуйники. Удар в сердце Одина.
Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…
Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».