Всё время при написании статьи-напоминания о Степане Разине (Ушкуйники. Степан Разин — последний герой) как о последнем народном герое запечатлённом в народном эпосе, я не прекращал задавать себе вопрос: зачем? Что за цель была у этого удачливого атамана донских казаков, ушкуйника? Чего ему не хватало в этой жизни: риска, славы, героизма, свершений? Всего перечисленного и много чего кроме того, у него было завались, но тогда к чему этот резкий поворот в судьбе?
Распространённая среди историков версия о мести за убиенного на польско-русской войне брата, на мой взгляд, не выдерживает критики. Иван Разин был казаком, находился на войне в составе казённых войск и обязан был подчиняться приказам воеводы. Гибель военного человека на войне, случай не исключительный. И уж тем более, не достоин мести поступок старшего брата, а именно своевольное оставление позиций и дезертирство.
Есть ещё одно заслуживающее внимание обстоятельство. Другие известные крупные восстания казачества под предводительством Болотникова, Булавина, Пугачёва проходили под знаменем идеи. Первые два — «не допустить», а третье — «изменить» или, если хотите, «возвратить». У Разина не просматривается никакой цели вообще. Даже царя он не собирался свергать, ограничиваясь дворянским окружением и церковным клиром.
А вот это уже интересно! Благодаря лекциям профессора, доктора исторических наук А. В. Пыжикова (ныне покойного) мы знаем о напряжённой обстановке в годы церковного раскола. Новая царская династия принялась разворачивать огромную державу в сторону Запада. Никонианская реформа представляется нам в сильно упрощённом виде, где фундаментальные противоречия традиционного христианства на Руси и навязываемого греческого (во многом католического) варианта, поданы как простая разница в вопросах ведения службы.
Рекомендую к прочтению по теме серию статей в разделе Вера наших предков.
Есть мнение, что появление термина «старообрядцы», тоже имело целью подменить суть раскола и вывелось из недр лагеря инициаторов реформ. Возможно, не спроста активные боевые действия разинцев пришлись на годы окончательного размежевания церковного клира в результате Собора 1667-го года и предания анафеме не принимающих новые порядки. Именно тогда начался бунт, возглавленный, в том числе, небезызвестным протопопом Аввакумом.
Отсюда могут быть декларируемые идеи поразить не самого царя, а прозападную партию его окружающую и настаивающий на преследовании старообрядцев церковный клир. Здесь же можно вспомнить, что Пугачёв тоже числится в царских документах старообрядцем, укрывался у них и поддерживался купцами-староверами, промышленниками Урала. И здесь мы вплотную приближаемся к вопросу существования многочисленных Тартарий.
Наличие этих государственных образований исторически бесспорно (на мой взгляд). Но после официального занятия Иоанном Грозным престола Золотой Орды и его переноса в Москву, бывшие улусы перешли в разряд подчинённых регионов и по сути, утратили самостоятельность. Но не утратили порядков, традиций, веры. Веры, которая резко отличалась от западного образца христианства, навязываемого Романовыми (Трон Золотой Орды для Ивана Грозного).
Для ясности, далёкой аналогией можно считать деление штатов США на демократические и республиканские. У них резко различаются законы, подходы ко многим вопросам, в том числе социальным и общественным. Очень отдалённо это может напоминать и отношения бывших улусов Тартарии-Орды с Москвой-Центральной Россией. После вхождения в Русское царство не было никаких отдельных государств, не было официальных границ, не было разных правителей.
Я со скепсисом отношусь к неведомым правителям, стоящим, по утверждениям некоторых исследователей, где-то за скобками документальной базы и направлявших казацких атаманов. Считаю, что должна быть прозаическое, но скрытое объяснение.
Были разные мировоззрения, разные варианты веры, отношения с социумом, то есть с народом. Тут же надо оговориться, что название «Монгольская империя» прилепилось к землям Чингисхана, когда был придуман сам фейковый термин «монголо-татары». Вы не встретите его на старых картах вплоть до новейшего времени, когда специально нанятые люди написали историю Европы, а затем и мира. Зато Великая Тартария была известна всем, это и есть те территории, которые впоследствии приписали неведомым «монголо-татарам».
Вот в таком виде всё сходится и находит логичные и непротиворечивые объяснения. В их числе и поход Разина против новых порядков, ведь он даже на Москву не пошёл, зайдя на круг по Поволжью! Возможно, это была демонстрация протеста сторонников старой веры. Отсюда и народная любовь к не самому «белому и пушистому» донскому атаману. Здесь же находятся истоки противостояния метрополии Российской империи и её неустойчивых окраин — Тартарий.
Безусловно, прав был А. В. Пыжиков: роль церковного раскола, вызванного прозападной ориентацией новой царской династии и её окружения, очень недооценена. Жаль, что теперь некому продолжить разработку этой важнейшей темы, позволяющей понять внутренние процессы, происходившие в сердце Евразии. Во всяком случае, буду разматывать в этом направлении дальше, как смогу.
Продолжение темы читайте в статьях: 7 малоизвестных фактов о христианстве на Руси и Чью империю поставил под ружьё Чингисхан?
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история.
В издательстве КТК «Галактика» вышла моя новая книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии» . Популярное изложение истории кочевого народа, создавшего огромную империю, о которую разбивались армии Александра Македонского, персидского царя Дария и римские легионы, дополненная сведениями генетиков. Доступна для покупки в магазинах Озон и Wildberries.