Не японская Япония

Интересное со всего мира
Не известная история островов курильской гряды и их первого населения - айнов.

Часть 1. Айны — первые самураи

Настоящие хозяева Японии

Нынешние этнические японцы — это переселенцы, захватившие и в кровопролитной, многовековой борьбе вытеснившие коренное население в резервации. У учёных (как всегда) нет единого мнения о происхождении и времени появления на островах Курильской гряды и в Японии аборигенов этих мест — айнов, представителей древней белой расы. Последние исследования ДНК-генеалогии, позволяют предположить, что они потомки древнего населения Сибири, мигрировавшего и заселившего Северную и Южную Америки, а также Японию.

О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. Самый главный символ Японии — гора Фудзияма, также имеет в своём названии айнское слово — фудзи, которое означает «божество очага». По примерным оценкам учёных, айны переселились на эти острова очень давно, около 13 000 лет назад! Там они образовали культуру Дземон.

Эта культура айнов, сохранившая кстати, в себе некоторые элементы ведизма, развивалась обособленно от всего другого мира, до прибытия на острова мигрантов из Кореи (примерно 3000 лет назад). Поначалу (также как и везде, уже в наше время), айны жившие охотой и рыбной ловлей, использовали труд мигрантов, которые активно культивировали земледелие (выращивали рис, позволяющий прокормить большое количество населения на относительно небольшой территории), делились землями, знаниями и взаимовыгодно торговали с ними.

Однако, будущие японцы адаптировались и начали размножаться с такой скоростью, что скоро стали вытеснять коренное население с их исконных земель (очень знакомое явление по нынешним временам). Наглые переселенцы, стали считать эти земли своими и забыли всё добро, которое им сделали коренные жители островов.

ареал расселения айнов XIX веке

Японцы против айнов

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и мигрантам долго не удавалось победить их, несмотря на численное превосходство. Японцы поначалу осваивали юг и буквально два с половиной тысячелетия отвоёвывали у аборигенов южные земли, долго и упорно вытесняя местных жителей на север. Даже в Средневековье, треть всей нынешней Японии всё ещё была не японской, но айнской!

Многие айны были обоерукими воинами (умели управляться с двумя мечами одновременно), а на правом бедре носили два кинжала. Один из них (чейки — макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири. Корейские мигранты украли и присвоили себе и эту традицию. Не возможно об этом говорить наверняка, но скорее всего многие самурайские традиции, такие как харакири, высокое искусство стрельбы из лука (именно, как искусство) и многое другое, могли быть позаимствованы у друзей/врагов — соседей.

Во всяком случае, японская фирменная манера сражения двумя мечами одновременно, идёт именно от айнов, которые часто сражались таким оригинальным образом (на Руси такие воины назывались «обоерукими»). Значительная часть святой для каждого самурая книги «Бусидо», появилась либо из-за влияния, либо прямым заимствованием у айнов. Исследователи полагают, что некоторые её положения, просто невозможно объяснить никакими феодальными традициями и чань-буддизмом, и имеет гораздо более древние корни.

семья айнов

Как это всегда бывает среди народов живущих веками бок о бок друг с другом, происходило взаимопроникновение двух культур. А поскольку традиции айнов были более древними и яркими, то несложно предположить, что японцы многое переняли от них. Они вступали в смешанные браки, а значит входили в семью со всеми вытекающими последствиями, образовывали общие кланы, становились учениками воинов-айнов.

Понятно, что наиболее активно этот процесс происходил на стыке территорий и в этом можно провести аналогию с нашими казаками, бравшими отличительные черты и лучшее в воинском искусстве у народов, с которыми соприкасались, живя войной и для войны. Не удивительно что японцы, чтобы выжить в постоянном конфликте с воинственными айнами, вынуждены были у них учиться. Поэтому нет ничего странного, в распространении ведических символов на японскую геральдику и предметы быта, искусства.

Свастика стала гербом (моном) для некоторых самурайских родов, например, Цугару, Хатисука, Хасекура и других.

Айны, будучи народом древним, состоявшимся и самодостаточным, не только оказывали влияние на пришлых корейцев, но и внушали им неподдельный страх своим презрением к смерти, самопожертвованием и гордостью. Эти качества, как достойные подражания, были по достоинству оценены пришельцами и скопированы. Это всё то, чем до сих пор восхищаются европейцы и что так выгодно продаёт Голливуд.

Японцы смогли окончательно победить айнов, только после покупки европейских пушек, успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Так начались тяжёлые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли. 

курилец -айн

Часть 2. Хоккайдо — наш?

Спорные острова? И правда, стоит поспорить…

Есть документально подтвержденные данные, что первый контакт камчатских айнов с русскими купцами, состоялся в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими аборигенами, были установлены несколько позднее — в XVIII веке. Показательна реакция первых русских казаков, встретивших айну: они приняли их за соотечественников, настолько те были похожи на своих.

Соответственно и сами айну считали русских друзьями, после чего не удивительно, что к середине XVIII века, около двух тысяч аборигенов приняли российское подданство. Да и сами японцы, впервые увидев русских, не смогли отличить их от айну и назвали незнакомцев красные айну (то есть айну со светлыми волосами) и только спустя годы, до них дошло, что это разные народы.

В бытность правления Екатерины II было издано «Краткое землеописание Российского Государства», в котором давалось описание земель империи. В нём, в состав России были включены не только все острова Курильской гряды, но и остров Хоккайдо, по той причине, что айны заселявшие его, приняли подданство России, а японцев тогда там ещё и близко не было.

С японцами айны воевали не только на юге Хоккайдо, но и в северной части острова Хонсю. Сами же Курильские острова казаки исследовали и обложили налогами ещё в XVII веке. По всему получается, что у России имеются все основания потребовать у японцев Хоккайдо!

карта Японии 18 века — без острова Хоккайдо

Александр I при написании официального письма японскому императору в 1803-ем году, упомянул Хоккайдо российской территорией и это не вызвало решительно никакой реакции с противоположной стороны. Ну российский и ладно, японцев это тогда не интересовало. Возможно, ему докладывали о первых посещениях официальных японских представителей Хоккайдо, где их встретили айны носящие русские имена и нательные православные крестики. Чему удивляться?

Прошло некоторое время и бывшие корейские мигранты вошли во вкус, отнимая земли и присваивая себе чужую культуру, обратив свой взгляд на север. В 1845-ом году, не утруждая себя доказательствами, Япония объявила о своём суверенитете над всем Сахалином и Курильскими островами. Подтверждая слова делом, японцы начали оккупацию этих земель, пользуясь тем, что России из-за начавшейся Крымской войны (носившей по сути характер мировой), было не до склок с далекими соседями.

Рекомендую к прочтению, серию статей по теме: Нулевая Мировая война (часть 1). Интересы пяти империй — переходы по ссылкам в конце каждой части.

Чтобы развязать себе руки, в 1875-ом году был подписан Санкт-Петербургский договор, подтверждающий статус-кво оккупированных японцами территорий. К слову говоря, большевики, в 1925-ом году осудили прежнее правительство, отдавшее Японии русские земли. Судя по историческим фактам, выходит, что в 1945-ом году была лишь восстановлена историческая справедливость. Армия и флот СССР частично вернули исконно российские территории.

Разве это не известный нам по фильмам образ самурая?

Японский геноцид

Напомню, что до конца XVIII века Хоккайдо (в то время его называли Эдзо, или Эзо, то есть «дикий», «земля варваров») совершенно не интересовал японских правителей. Написанная в начале XVIII века «Дайннипонси» («История Великой Японии»), упоминает об Эдзо в разделе, посвящённом иностранным государствам. Надо при этом оговориться, что в середине XV века крупный японский феодал Такэда Нобухиро действуя как частное лицо (читай, как пират), высадился на южном берегу Хоккайдо и основал там свой форпост. Захват новых земель происходил с боем. Сильные духом айны яростно противостояли японцам — своим исконным врагам.

Однако, численное и технологическое превосходство японцев (консультируемых британскими и французскими офицерами), не давало коренным жителям никаких шансов. Особенно жестоко было подавлено последнее массовое выступление айнов в 1669-ом году. Уцелевшие, чтобы сохранить себе жизнь, бежали в горы. Ещё месяц после бойни продолжались локальные схватки. «Доблестные» последователи кодекса Бусидо, обманом (под видом переговоров) заманили вождя айнов, а также его главных военачальников и предательски, исподтишка всех убили.

Айны были до глубины души поражены подлостью японцев. А стоило ли удивляться? Ведь те не считали айнов за людей, а значит и моральные правила на них не распространяли. Такая удобная парадигма, видимо, как зараза перекинулась на японцев от их иностранных друзей-европейцев. Сопротивление было сломлено. Из свободных людей, живших по своим обычаям и законам, всё они, от мала до велика, превратились в подневольных работников. Поэтому многие айны убегали к своим соплеменникам на Сахалин, южные и северные Курилы. Там они чувствовали себя в относительной безопасности – ведь здесь японцев ещё не было.

К 1785-му году японцы добрались до северных островов айну, где снова принялись их истреблять. Физическим истреблением дело не ограничилось: им запретили торговать и поддерживать отношения с русскими, уничтожили символы православной веры и вообще всё, что могло напоминать о принадлежности островов России. Здесь айны находились, фактически на положении рабов.

айнская семья

В 1807-ом году к Итурупу двинулась экспедиция русских. «Долг призывал нас, – писал капитан Хвостов, – освободить айнов от тиранства японцев». Храбрый японский гарнизон на Итурупе, увидев русские корабли и поняв, что предстоит иметь дело не с беззащитными айну, бежал вглубь острова. Айнам объявили «об изгнании японцев, поскольку Итуруп принадлежит России». Коренные жители островов были на стороне русских, в течение русско-японских войн XIX века. Но их предали и бросили.

После поражения 1905-го года, российский император предпочёл забыть о своих курильских союзниках, ведь это так далеко от блистательного Санкт-Петербурга! На айнов обрушились репрессии, их уничтожали сотнями, а оставшихся насильно вывезли с островов. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию. Это была их самая большая ошибка. Северокурильских айну перевезли на остров Шикотан, в специально созданную для этого резервацию, где отняли все орудия лова и лодки.

Запретили им выходить в море, без согласования с надзирателями. Использовали их на тяжёлых работах, фактически за еду, как рабов. Многие умерли в первый же год издевательств. Свободолюбивые и привязанные к природе аборигены, не смогли выдержать разрыва тысячелетнего жизненного уклада и просто уходили из жизни. Это был настоящий геноцид. Спасло айнов от поголовно истребления то, что об их ужасной участи стало известно иностранной общественности. Разразился международный скандал, резервацию ликвидировали, уцелевших айнов (всего около 20 человек), вывезли на Хоккайдо.

японские хотелки

Послесловие

Сегодня айнов осталось очень мало, около 25 000 человек. Они обитают в основном на севере Японии и практически полностью ассимилированы населением этой страны. В России, национальности АЙНЫ — официально не существует. Советское, а затем и российское правительство, последовательно бьётся с претензиями японцев на острова Сахалинской гряды, совершенно забыв о своих правах на остров Хоккайдо и населявших его народ, принявший российское подданство.

Если японцы оспаривают договор по итогам Второй Мировой войны, то почему бы нам, встречно не оспорить договор от 1875-го года по острову Хоккайдо? Исторически у японцев нет прав не только на так называемые «северные территории» (южные Курилы), но и на остров Хоккайдо, вошедший в состав Российской Империи вместе с его коренными жителями — айнами, когда японцев там ещё и не было.

Продолжение темы читайте в статьях Курилы – волнолом японских амбиций / Совсем, совсем другие самураи.

Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия

Оцените статью
Великая Евразия
Добавить комментарий

  1. Владимир

    Автору прежде всего надо изучить статьи Владимира Симкина по теории международного права применительно к Японии для правильного понимания, почему нельзя отдавать территорию России под иностранную юрисдикцию.
    Тогда автор будет совершенно по другому писать свои статьи .

    Ответить
    1. Святослав автор

      Комментатору прежде всего надо научиться уважать чужое мнение и не считать себя умнее других. Международное право пусть комментируют юристы с соответствующей квалификацией. А вам Владимир Симкин, должно быть стыдно за неприкрытую, грубую и глуповатую рекламу самого себя. Неужели у комментатора международного права не хватило ума понять, что адрес эл/почты выдал вас с головой? Вот такой вот специалист….

      Ответить