Тема войны 1812 года до сих пор востребована как специалистами, так и простыми читателями и на мой взгляд — не случайно. Мы привыкли видеть и слышать за этой фразой набор патриотических лозунгов и победных реляций, а между тем, существуют в этом запутанном периоде такие нюансы, которые до сих пор остаются белыми пятнами на фоне заваленных документами, актами и переписками архивов. Попробуем хоть чуть-чуть взглянуть на них повнимательнее.
Часть 1. Большая политика
Мир-хижинам, война-дворцам

Последнее десятилетие XVIII века в Европе, ожидаемо прошло под знаком противостояния «революционной заразе» из Франции, где республиканские ценности вызвали небывалый подъём патриотизма. Понятно, что любое противостояние между державами, тем более в тот период, должно было вылиться в вооруженный конфликт. Но европейцы вполне ожидаемо желали, чтобы кто-то другой погибал за их ценности.
И такая страна была — Российская империя. Начиная с середины XVIII века Россия перешла от войн за приграничные интересы и территории, к вмешательству в европейские конфликты, а значит и в общемировые. При всём этом следует понимать, что никаких реально выраженных бонусов для русских монархов в Европе, а тем более в колониальных войнах не было. Огромная, не освоенная территория была у нас под боком.
Вместо безумных, впустую потраченных средств на чужие интересы и сотен тысяч жизней русских крепостных, отданных (проданных) не «за понюшку табаку», следовало исходя из собственных государственных задач, немедленно заняться освоением Сибири, Америки и Средней Азии. Поэтому вопрос о том, чьи именно интересы защищали в Европе российские монархи и кто получал за это вознаграждение — с повестки дня всё ещё не снят.
Вот и в 1798-ом году император Павел Петрович, благодаря интригам британских дипломатов был втянут в совершенно бессмысленное противостояние с республиканской Францией. Какую угрозу для России нейтрализовал Суворов в Италии и Альпах? Для чего русскому флоту вдруг понадобилось став союзником своего многовекового врага Османской империи, штурмовать далёкую Корфу?
Что от всего этого выиграла и приобрела в итоге Россия? Кроме военной славы — ничего. Но так ли необходима была эта слава вдали от своих границ? Бессмысленные смерти и огромные затраты легли на русский народ, вот только ради каких целей? Павел I был пожалуй, достаточно сумасбродным государем, но искренне радевшим за интересы России — это факт и совсем не был дураком, которым иногда его представляют.
Российский император изменил своё мнение в отношении лицемерных европейцев и соответственно Наполеона: «Что касается сближения с Францией, то я бы ничего лучшего не желал, как видеть её, прибегающей ко мне, в особенности как противовесу Австрии». С 1800-го года начинается быстрое сближение двух держав, ведётся активная переписка, строятся совместные планы и что немаловажно, верстаются они с учётом интересов России.

Великий стратег
Наполеон был великим правителем, военачальником и стратегом — это признано во всём мире, а в Европе он до сих пор считается одной из наиболее почитаемых личностей всех времён и народов. Летом 1800-го года он предложил вернуть Павлу I всех пленных русских солдат без всяких условий, без выкупа, в новом обмундировании и с оружием справленным за французский счёт.
А также со знамёнами и всеми возможными почестями! Это был поистине рыцарский жест. Вряд ли кто либо ещё в насквозь продажной Европе, смог бы повторить такое и Павел I воспитанный на историях о рыцарях, этот широкий жест, безусловно оценил по достоинству. А Наполеон, зная трепетное отношение своего визави к Мальтийскому ордену, обещал ему ещё и защищать Мальту от алчных англичан.
Павел серьёзно рисковал, завязывая союзные отношения с республикой, ставя себя против многих царствующих домов Европы и в первую очередь, против Англии. Однако генерал Спренгпортен, как посол России, уже был с величайшем радушием и почётом принят в Париже, где и было официально заявлено о наличии общих интересов двух держав. «Франция может иметь союзницей только Россию», — говорил Бонапарт.
То же писал и император Павел своему послу во Франции: удачное географическое расположение государств, обеспечивает отсутствие острых спорных вопросов, экспансия их распространяется в различных направлениях, а наличие общего врага — Англии, несомненно сближает позиции держав. Наполеон абсолютно точно представлял себе безуспешность попыток победить Англию на море, также как и невозможность победы их над французами на суше.
Чтобы сокрушить островную державу, Наполеону требовалось лишить её главных источников дохода: торговли и Индии — главной жемчужины колониальной короны Британской империи. Континентальная блокада решала первый пункт, а поход в Индию — второй. Но для осуществления сухопутного вторжения на Индостан, был необходим коридор прохода войск и базы снабжения. Наилучшим вариантом представлялся путь через Россию.

Прокладывая свою дорогу к славе, Бонапарт сначала устранил влияние Ватикана, привезя из Египетского похода зарисовки древних фресок, гороскопов и несколько ящиков артефактов, которые (по версии некоторых исследователей) содержали доказательства фальсификации истории цивилизации и церкви. Даже потеря всего французского флота и 2/3 армии, не помешала ему получить пост первого консула республики.
Рекомендую к прочтению статью по теме Истории больше нет. Экспедиция Наполеона в Египет. Интересно, что по следам наполеоновской армии в Северной Африке, вскоре прошёлся экспедиционный английский корпус, навсегда устраняя возможность повторения успеха Бонапарта и уничтожая всякие следы истинной истории мира.
И всё же, планируя индийский поход, Наполеон, также как и в своё время Александр Македонский понимал, что без лояльности России путь на Восток ему закрыт. Необходимо было обеспечить себе тылы и если в Европе было (по его мнению) достаточно держать значительные силы прикрытия, то с огромной Скифией такой номер не проходил. Ему была нужна именно договоренность и поддержка. Не завоевание!
Понимание достигнутое с императором Павлом I, такую возможность ему предоставляло, однако британцы имели на всю эту ситуацию не только свой, отличный взгляд, но и возможность непосредственного влияния, что и подтвердит весь ход последующей истории.
Часть 2. Наполеон начинает большую игру с Россией и Англией

Две европейские державы — Франция и Россия решили объединиться ради достижения сверхцелей. У каждой страны она была своя. Франция в лице Бонапарта мечтала о мировом господстве, а Россия во главе с Павлом I стремилась к экономическому рывку. Но в одном их планы сходились — всё планировалось получить за счёт низвержения Англии.
Волнующие перспективы
Заключая союз и Наполеон, и Павел, несомненно имели ввиду свои собственные цели. Первый надеялся таким образом ускорить свои завоевания на материке и подрезать крылья (вернее будет сказать паруса) Британской империи, разорив её колонии, а второй мечтал разобрать на части Османскую империю, поделив её между Австрией, Пруссией, ну и Францией с Россией, конечно же. В общем, перспективы были обширные и имели под собой довольно веские основания.
Начать решили с отторжения от Британии Индии, поскольку до неё можно было добраться посуху, что было в своё время было убедительно и ярко продемонстрировано А. Македонским. Дорога через Турцию была зарыта, эта английская полуколония никогда бы не пропустила войска, таким образом, путь к «сбыче всех мечт», лежал через территорию России! Чувствуете, как сквозь планы 1800-го года явственно проступает та самая, роковая цифра 1812? Обратите на это внимание.
Историки имеют разные взгляды на то, кто же был инициатором и застрельщиком смелого плана. Путём нехитрого сравнения интеллекта и главных целей двух императоров, я склоняюсь к мысли, что мотором идеи был Бонапарт. Именно он и разработал первую часть похода, согласно которой французский корпус (около 35 000 человек) по Дунаю сплавляется в Чёрное море, где его встречает и берёт на сопровождение российский флот (защищая от турок).
Вместе они переходят в море Азовское, затем по Дону до Царицына и пеший переход до Волги, где снова погрузка на суда и спуск на них до Астрахани, там к ним присоединяется русский корпус (тоже около 35 000 солдат) и уже все вместе переходят по Каспийскому морю до персидского порта Астробад. Всё, на этом планы обрывались. На вопрос Бонапарта «как же мы пройдём сквозь дикие и не изученные страны», Павел нимало не смущаясь заверил — «пройдём, не сомневайся».
Вне всяких сомнений, дойди объединённые войска до Индостана и участь Британской империи была бы не завидной. Но англичане не зря создали величайшую империю, над которой никогда не заходило солнце. Они известные мастера интриг и подкупа местной аристократии, понимая под этим самый короткий путь к завоеванию аборигенов.
Надо ли уточнять, что исконный враг британцев Франция, как и исконная их кормушка Россия, были буквально нашпигованы агентами британской разведки? Другими словами, у всей этой истории была и третья (не менее, а пожалуй и даже более активная) сторона — Британия. И пока друзья императоры грезили наяву о разделе шкуры ещё не поверженного британского льва, этот самый зверь готовил контрмеры…

Санкционные войны
Выйдя из антифранцузской коалиции, Павел развернул санкционную войну с Британией. Поводом послужил арест английскими военными кораблями нескольких торговых судов, идущих в порт Санкт-Петербурга. В ответ на это 24 августа 1800 года, российский император издал указ об аресте всех английских судов в русских портах. Это был неожиданный ход и британцы освободили торговый караван. Указ отменили.
Однако 5 сентября 1800 года, британцы спровоцировали восстание неаполитанцев на Мальте и захватили остров, нанеся чувствительный удар по престижу Верховного магистра Мальтийского ордена — Павла I. Тот естественно стерпеть такого не мог и в октябре того же года вновь активировал указ о аресте английских судов. Кроме того, описали все английские товары на складах, а затем весело распродали их в счёт мастерски насчитанного долга.
Но и этого показалось мало, к запрету были отнесён ВЫВОЗ любых наших товаров, предназначенных для британцев. Этот запрет пытались обходить вывозом нужных товаров через третьи страны, к примеру через Пруссию. Самое интересное, что и здесь проступило индийское направление. Для компенсации потерь, российским негоциантам предложили выйти на азиатский рынок. Звучит вполне современно, правда?
Всё те же санкции, ограничения и поиск других направлений. Получается, что именно Павел I был первопроходцем не только санкционных, но и обходных мер. Были созданы Астраханская, Кизлярская, Моздокская и Троицкая таможни, организовывались конторы вдоль нового торгового пути Санкт-Петербург — р. Волга — Оренбург — Хива — Бухара — Индия. А нам говорят, что он был слабым государем и самодуром…
Предпринимались деятельные меры по активизации торговых связей с Персией, Хивой, Бухарой, Индией и Китаем. Связи — это пути, которые должны быть безопасны и изучены вдоль и поперёк. Заключены союзы и транзитные договоры, исследована политическая обстановка на маршруте следования. Возможно именно этим, а не гипотетической колониальной войной, был вызван знаменитый казачий поход «в Индию».

Ехали казаки
Но прежде, пару слов о реакции Бонапарта на все эти тяги — перетяги с англичанами. Сказать, что он был доволен, значит серьёзно преуменьшить степень его ликования. Он был в восторге! Неожиданно для него самого, пальма первенства в противоборстве с Британией, перешла к его новому союзнику Павлу. И тот проявлял на этом поприще недюжинный талант, упорство и изобретательность.
В 1806-ом году Бонапарт повторил все меры по экономической блокаде Англии придуманные Павлом I, но уже в масштабе всей Европы. А разошедшийся не на шутку российский самодержец, вероятно решил убить сразу двух зайцев и 12 января 1801 года принял решение отправить на разведку путей в Индию казачий отряд. История сохранила для нас свидетельства из рук вон плохой организации этого мероприятия.
Собирали по станицам всех, в том числе больных и увечных, не способных снарядиться кое-как одевали, кое-чем вооружали и отправили в путь, выдав одну карту на всех. Нетрудно догадаться, чем должна была закончиться сия экспедиция, возглавляемая атаманом Платовым. На счастье казаков, пройти они успели всего 700 вёрст, натерпевшись к тому времени и голода, и поплутав, и наделав долгов. Донцов догнал гонец, сообщив им о смерти Павла I и приказе вернуться от нового императора Александра I .
А дело обстояло таким образом. Английский посол в России граф Уитворт, через свою любовницу Жеребцову сколотил и профинансировал заговор, имеющий целью устранить упрямого императора. Есть некоторые сведения, что наследник престола (Александра I) знал о заговоре против отца, но смалодушничал и ничего не предпринял (запомните это обстоятельство). Накануне убийства, Павел I подписал указ о полной блокаде портовой торговли, для исключения поставок товаров в Англию через третьи страны. Это стало последней каплей и заговорщики решились…
Первыми же указами новый император отменил командировку казаков, снял арест и запрет торговли с Англией. Российская империя отныне была потеряна для Наполеона. Бонапарт, незадолго до этого переживший покушение, воспринял это как удар в первую очередь по нему и воскликнул: «Англичане промахнулись по мне в Париже, но они не промахнулись по мне в Петербурге!«. И он был абсолютно прав. Это событие спровоцировало одну из самых жутких войн в истории России, а Бонапарту в итоге, стоило престола и самой жизни.
Но пока он не отказался от своих планов похода в Индию через Россию, просто вынужден был внести в них существенные коррективы. Была задумана и осуществлена некая рокировка и предприняты новые активные действия. Но об этом читайте уже в следующей статье Собирался ли Наполеон захватывать Россию? .
Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…
Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».