Земляк
Василий Осипович родился в многодетной семье священника 28 января 1841 года в селе Воскресеновка Пензенской области. Рано умерший отец, страшная бедность и вдобавок ко всему сильное заикание, с самого раннего детства определили характер будущего историка. Во время учёбы в духовном училище, а затем в семинарии он был вынужден долго и кропотливо бороться с заиканием.
В итоге недуг он одолел и приобрёл уникальный, узнаваемый стиль речи, медленного и чёткого произнесения окончания слов. Его негромкий, но необыкновенно ясно звучащий голос позволял прекрасно слышать не только слова, но и все краски интонации голоса, производя тем самым необыкновенно сильное впечатление на слушателей, недостатка в которых, Ключевский не испытывал никогда.
На последнем курсе семинарии он подал прошение об отчислении и по удовлетворении его, поступил в Московский университет. Сразу стало понятно, что человек нашёл своё призвание: выпускная диссертация «Сказания иностранцев о Московском государстве» получила золотую медаль, а сам он — приглашение остаться на кафедре для подготовки к профессорскому званию.
В ходе работы над магистерской диссертацией «Древнерусские жития святых как исторический источник», историк изучил тысячи церковных документов и сделал важный вывод: жития святых не могут считаться достоверными историческими источниками. С блеском защитив работу, Василий Осипович преподавал в нескольких высших учебных заведениях, со временем возглавив кафедру Московского университета.
Наконец, в 1882-ом году Ключевский защитил докторскую диссертацию, знаменитую «Боярская дума Древней Руси» и получил звание профессора. Здесь во всей красе проявился ораторский талант профессора, на его лекции по истории пытались попасть даже те, кто у него не занимался. Подробнее читайте здесь. Увлекательная подача материала, проникновенная завораживающая речь, неожиданные точки зрения и умелое вовлечение слушателей в дискуссию.
Все эти качества наряду с высоким профессионализмом, позволили Ключевскому стать преподавателем истории сына императора — Великого князя Георгия Александровича. И наконец, став уже членом Академии наук, он взялся за труд всей своей жизни «Курс российской истории» в пяти частях, над которым работал в течение 30 (!) лет, пропадая в архивах, листая пыльные документы, делая выписки и анализируя материал.
Пастернак, «Лекция Ключевского»
Вольнодумец
«Нашу русскую историческую литературу нельзя обвинить в недостатке трудолюбия, она много работала, но я не возведу на неё напраслину, если скажу, что она сама не знает, что делать с обработанным ею материалом….» В. О. Ключевский
Яркий человек, профессионал, публицист, историк, он имел собственный взгляд на развитие исторических процессов в России и никогда не боялся противопоставлять своё мнение, признанным в то время (да и сейчас) авторитетам в этой области науки. За что неизменно подвергался нещадной критике со стороны сторонников академических взглядов.
Общую для противников Ключевского точку зрения, высказал в 1911-ом году эксперт Александр Каменский: «Ключевский как великий историк – миф», заявил он. «Сейчас Ключевский скорее хорошая литература, чем история», подержал его другой оппонент. Однако, читатели всегда делали свой выбор и труды Василия Осиповича читали больше, чем труды всех остальных историков вместе взятых.
Потрясающая популярность! Даже его диссертация «Боярская дума Древней Руси» была против обыкновения опубликована в 11 номерах популярного журнала «Русская мысль» и имела просто бешенный успех у читателей. А заштатные критики, всё тешили сами себя проведением дискуссий, обсуждений и «разгромными» статьями…
Следует особо отметить организованную атаку представителей официальной точки зрения на историю, «во главе» с профессором Санкт-Петербургского университета В. И. Сергеевичем. Если кратко, суть была следующей. По тезисам придворного историка Карамзина, Русь не могла существовать без сильной самовластной силы — царствующей династии, в которой по его мнению воплощались все чаяния и надежды русского народа.
Ключевский напротив, доказывал, что и в Европе, и у нас в Отчизне, только естественные ограничения аристократии не позволяли монархиям скатиться в автократию и диктатуру. Приверженцы официальной версии, как и сейчас, с криком требовали доказательств «с печатью». И они их получили.
Компания критики с блеском развёрнутая противниками Ключевского, в итоге была скомкана и провалилась на статье 98 Судебника 1550-го года, согласно которой царь (Иоанн Грозный), не имел права принимать новые законы «без всех бояр приговору». Заочный противник на это смог лишь невнятно заметить: «Здесь перед нами действительно новость – царь неожиданно превращается в председателя боярской коллегии».
Так бесславно закончились очередные нападки на блестящего историка, нестандартного мыслителя того времени В. О. Ключевского, заметившего однажды: «наша уверенность в достаточном знакомстве с историей своего государства является преждевременной». Где теперь все эти критики, кто их помнит, кроме узкого круга специалистов? А Ключевский остался по-прежнему одним из самых читаемых русских историков.
Очень интересной была также его позиция по монголам, которых он называл моголами, но об этом рассказ впереди… Продолжение серии читайте в статье Великие русские историки: Гумилёв Лев Николаевич.
Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…
Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».
Здравствуйте, за ранее прошу прощения за беспокойство.
Хотел бы предложить свои услуги по обслуживанию и доработки вашего сайта если это вам необходимо, и вы ищите программиста, найти меня можно по запросу «долгосрочное обслуживание сайтов» в Яндекс/Google, помогу с любыми задачами в своей сфере
Спасибо! студия разработки сайтов w1do
Здравствуйте. Благодарю за предложение, я подумаю.