«Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя….» из стихотворения М. Ю. Лермонтова
Пролог
Современный человек приучен видеть то, что ему показывают и потреблять то, что предлагают, не задавая вопросов. Мы окружены сложными техническими устройствами, но спросите себя — часто ли вы интересуетесь: как, на каких принципах и законах физики они работают?
Между тем, наша история полна таинственных артефактов и устройств, принципы работы, а зачастую и собственно предназначение которых, до сих пор неизвестно. Это к примеру, многочисленные мегалитические сооружения из камня, раскиданные по всем континентам и островам, тысячетонные каменные колонны, огромные шлифованные плиты и идеальные отверстия в камне.
Из камня делали в том числе и небольшие изделия, повторить которые сегодня нам не под силу. Тарелки из прозрачного камня толщиной 1,5-2 мм, сосуды с выпуклой поверхностью, наконец, знаменитые хрустальные черепа! Или гигантские каменные шары Коста-Рики — многое из перечисленного не имеет в нашем представлении прикладного значения и занесено учёными в разряд загадок.
Есть вещи в более привычном для нас исполнении, но ставящие в тупик современных инженеров, технологиями своего изготовления. Например, антикитерский механизм — механическое устройство, обнаруженное в 1900 году на затонувшем древнем судне, недалеко от греческого острова Антикитера. Датируется он приблизительно 100 годом до н. э. Механизм содержал большое число бронзовых шестерен в деревянном корпусе, на котором были размещены циферблаты со стрелками. Использовался для математических вычислений и расчёта движения небесных тел.
Или древнекитайские роботы, которые могли петь, танцевать, выступать в роли слуг и выполнять другие сложные задачи. Стоит особо отметить и примеры из нашего недавнего прошлого — человекоподобные роботы на службе у русских царей, зафиксированы во времена Иоанна Грозного и Петра I, а механические чудо-звери, были вообще у всех правителей с незапамятных времён, о чём писали путешественники и очевидцы.
Исследователи отмечают, что информация о секретах «железных людей», могла храниться в считающейся утраченной библиотеке Грозного царя, которая достойна отдельного упоминания, как кладезь особо ценной информации. Также можно вспомнить столб Индры из чистого железа, получить которое можно только в условиях космоса, кубок Ликурга, выполненный с применением нанотехнологий и многое, многое другое.
«До чего дошел прогресс! До невиданных чудес: позабыты хлопоты, остановлен бег, Вкалывают роботы, а не человек!» — песня из кинофильма «Приключения электроника».
До чего дошёл прогресс…
Однако и в нашем недавнем прошлом есть страницы, вызывающие неподдельный интерес и не имеющие однозначных научных объяснений. К ним можно отнести трамваи начала девятнадцатого века. Бурное развитие технического прогресса, стало толчком для роста населения крупных городов и появления транспортных проблем, связанных с перемещением большого количества людей на ограниченной территории.
Всем известные брички, кабриолеты и другие индивидуальные повозки, уже не справлялись с возросшим потоком пассажиров, им на смену пришёл общественный транспорт. Первым представителем этого вида, принято считать омнибус — многоместную колёсную повозку на конной тяге, вмещавшую от 10 до 20 человек. Ему на смену пришла, так называемая «конка» — конно-железная городская дорога. Отличие от омнибуса, в движении повозки по рельсам, что снижало трение и позволяло перевозить больше пассажиров.
Примерно к середине XIX века, появились компактные, относительно безопасные паровые машины, а затем и электродвигатели, дававшие массу возможностей и инженерных идей, в том числе для перевозок людей и грузов. Этот же период времени характеризуется массовым применением фотографии, что позволяет нам, что называется, воочию заглянуть в далёкий XIX век. Именно благодаря фотографиям, мы получили возможность увидеть и обсудить, некоторые не вполне понятные модели городского общественного транспорта.
Такие (не)привычные трамваи
Пытливый взгляд неравнодушных людей, разглядел на старых фотографиях непривычного вида трамваи, которые не имеют штанг электроприёмников, паровых двигателей, запряжённых коней или других видимых механизмов, приводящих в движение платформы с людьми. При этом, сами необычные транспортные средства, создают впечатление серийных моделей, встречаются на изображениях довольно часто и в разных частях света. Интернет-сообщество выработало несколько основных версий, давайте рассмотрим их поподробнее.
Версия 1 — аккумуляторы: современному человеку это легко себе представить, имея перед глазами электромобили, электросамокаты или супертонкие гаджеты, работающие сутками без подзарядки. Но в середине XIX века, уровень развития химической промышленности был совершенно иным. Специалисты выражают вполне обоснованные сомнения, относительно возможности серийного производства мощных аккумуляторов, способных длительное время без подзарядки давать энергию, необходимую для передвижения многотонных трамваев.
Версия 2 — тросовая тяга: между трамвайными рельсами, в углублениях, натягивались тросы, к которым цеплялся трамвай. Тросы тянулись стационарными двигателями, вместе с ними тянулся и трамвай. На первый взгляд, с этим вариантом всё просто, но это не совсем так. Маршруты общественного транспорта, как правило весьма протяжённые, улицы изобилуют поворотами, кроме того, рельеф местности имеет подъёмы и спуски. Всё это требует специальных технических решений к креплению и натяжению троса, создавая в итоге сопротивление в виде силы трения.
Как вы понимаете, на маршруте скорее всего будет работать не один трамвай и необходимы очень мощные двигатели, способные тянуть несколько перегруженных людьми платформ. А если представить себе то же самое для нескольких маршрутов, становится понятно, что первая оценка этой версии, была не верной. Этот вариант требовал значительных финансовых затрат и не получил широкого распространения.
Версия 3 — токопроводящий рельс: также как в случае с тросовой тягой, между рельсами в углублении прокладывался ещё один, третий рельс, по которому энергия подаётся на двигатели трамвая. Вариант всем хорош, кроме безопасности окружающих людей. Толпы пешеходов, снующих по улицам, неизбежно попадают в зону поражения электрическим током. А вот в случае метрополитена, этот способ оказался идеальным и используется по сей день. С наземным транспортом, у этого варианта перспектив не было.
Единственным исключением можно считать монорельс, который ограничено используется в наземном исполнении по сей день. Сначала они были конными, затем – паровыми, а после – электрическими, где подача энергии производится посредством токопроводящего рельса. Но это скорее экзотика, чем массовое применение. Хотя перспектива у монорельса есть и называется она — маглев, поезда на воздушной (магнитной) подушке. Их изобретение состоялось, благодаря герою следующего пункта нашего исследования.
Версия 4 — атмосферное электричество: самый интересный и экзотичный вариант, тесно связанный с личностью загадочного Николы Теслы. Гениальный изобретатель настолько опередил своё время, что более-менее полноценно мы стали понимать его высказывания и предсказания, только в нынешнее время. Тесла — человек, который изобрёл ХХ век. Его исследования и наработки, мы используем в повседневной жизни и сейчас, а многое попросту засекречено по разным причинам.
Имя Теслы связывают с легендарными «лучами смерти», создать которые пытались в США, «филадельфийским экспериментом» — попыткой осуществить мгновенное перемещение объекта в пространстве, а также изобретением электромобиля и причастностью к взрыву «тунгусского метеорита«. Кроме полумистических идей и фантастических теорий, гений электричества дал миру множество реальных изобретений и научных теорий, в том числе беспроводную передачу электричества.
Он утверждал, что электрическую энергию, практически без потерь и мгновенно, можно передавать на огромные расстояния. Широко известны его эксперименты с этим явлением, чего не скажешь о результатах опытов. Существует мнение, что учёный всё же добился чего хотел и мощнейший взрыв в тайге у реки Подкаменная Тунгуска — последствие одного из таких опытов. А сам Тесла ужаснулся, представив военное применение его наработок, уничтожив документы и экспериментальную установку.
Тем не менее, сторонники конспирологических теорий, верят в то, что беспроводное электричество, в определённый период времени, широко применялось в мире, но было вытеснено традиционными проводами и кабелЯми, с подачи промышленного лобби, заинтересованного в производстве электротехнической продукции. В подтверждение своих выводов, энтузиасты приводят многочисленные фотографии, на которых запечатлены антенны и шпили непонятного предназначения, торчащие чуть ли не из каждого строения.
Кроме того, на тех же фотографиях отсутствуют электропровода при явном наличии электроприборов. Одним из аргументов, по мнению приверженцев беспроводного электричества, является предмет нашего рассмотрения — беспроводные трамваи. Действительно, с их точки зрения, объяснение очень простое: электроэнергия подаётся беспроводным способом по методу Николы Теслы, для чего не нужно видимых внешних приспособлений.
Версия 5 — ртутные двигатели: со времён Средневековья и до начала XX века, в мире господствовали совершенно иное представление о таком экзотичном металле, как ртуть. Сегодня он признан опасным для жизни и здоровья, но ранее, несколько веков подряд использовался врачами всех стран и народов, как незаменимое лечебное вещество. Состоятельным больным пациентам, зачастую прописывали принимать внутрь и наружно «серебряную воду» в чистом виде и в составе разнообразных мазей.
Имеются многочисленные исследования энтузиастов, утверждающие о использовании ртути в древнейших технических устройствах, к примеру индийских виманах или русских кораблях Хорсах, умевших плавать против ветра, благодаря двум составляющим смеси, называемой «живица», секрет которой ныне утерян. Инженеры века девятнадцатого, не могли пропустить такой многообещающий ресурс и активно занимались разработкой двигателей работающих на ртути.
Здесь на арену снова выходит конспирология и промышленное лобби, не заинтересованное в развитии альтернативных видов энергии. А после нескольких крупных аварий, связанных со ртутью и сопутствующих им массовых отравлений, ООН взялось за запрещение добычи и сокращение производства ртути. Исследовательские работы на этом не прекратились, но переместились в секретные научные лаборатории, а все технологии получили гриф «секретно».
Истина рождается в спорах?
Сторонники и противники озвученных версий, продолжают приводить друг другу всё новые и новые аргументы и контрдоводы, обсуждая возможности перемещения трамваев без проводов. Существуют даже большие тематические форумы, где можно включиться в увлекательный процесс убеждения оппонентов. Мы не станем в этом случае принимать чью-либо сторону, предположив, что истина находится где-то посредине.
На многочисленных фотографиях конца 18-го / начала 20-го веков, наверняка присутствуют экспериментальные образцы всех представленных в нашем обзоре вариантов. Но в конце концов, опытным путём, инженеры пришли к существующему способу передвижения общественного транспорта, совмещая проводное электричество, двигатель внутреннего сгорания и токопроводящий рельс в метро.
Однако, в некоторых случаях, вопрос всё же остаётся открытым для обсуждения: каким способом приводились в движение трамваи, если на фото не видно для этого никаких приспособлений…. Знаете ответ? Пишите.
Статья была подготовлена и озвучена мной, по заказу ресурса Альтернативная история / Новая Хронология. Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Продолжение темы читайте в статьях: Попробуйте объяснить. Почему по всей России молодой лес? / Попробуйте объяснить. Засыпанные здания / Попробуйте объяснить. Откуда в пустынях песок?
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…
Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».