На Руси было четыре разных версии христианства?

Вера наших предков
Христианство христианству рознь, так можно пояснить изменения религии в Руси/России, её синтез с народными верованиями и неизбежным влиянием власти.

Споры о времени принятия христианства на Руси и методах его активного продвижения в народ, не утихают по сей день. Однако есть вопрос, который способен внести некоторую ясность в жаркие споры и дать понимание историческим событиям, произошедшим в нашей необъятной России. В общем, всё было не просто….

Публикация создана по видео кандидата философских наук, религиоведа Б. О. Куценко на народном славянском радио. Продолжение, начало читайте в серии из 11 статей: Языческий Первомай под красным стягом — первая и Возврат христианства к ведическим истокам? предыдущая, одиннадцатая. Переходы между статьями серии, по активным ссылкам в конце текста каждой из них.

Архитектура деревянных церквей Руси на гравюрах, обратите внимание на форму куполов, крестов на них и вид надгробных крестов

Краткое пояснение

Христианство, также как и всякая другая религия, а если шире — любой общественное или политическое образование, меняется во времени. То и дело появляются новые веяния, толкования и направления. Некоторые из них приживаются, другие резко осуждаются и признаются ересью на специальных Вселенских соборах, призванных сохранять порядок и единомыслие (в понимании иерархов церкви).

Когда я пишу о различных версиях христианства, то имею ввиду не различные конфессии, широко или не очень представленные на Руси, а именно главенствующую ветвь, возглавляемую Патриархом. Начиная с IX века можно с уверенностью говорить о нарастании роли церкви в государстве. Но и сама эта церковь, неминуемо менялась и в связи с общемировыми процессами, и внутрироссийскими.

Эти изменения носили отнюдь не косметический характер, они как раз затрагивали суть религиозных догматов, взаимодействие с населением и светской властью. Именно поэтому, по мнению Б. О. Куценко, можно говорить о том, что мы имеем дело с различными версиями христианства, которое при всём этом, не перестаёт быть православным.

И как это понимать?

Иудейский след

Как уже было сказано в предыдущей статье, христианство зародившееся на территории иудейского культа, не могло не впитать в себя часть этой религии. И если сам Иисус резко осуждал проявления жестокости и поклонения спорным силам, то его Апостолы, последователи, биографы и переписчики выйдя из иудейской среды, вряд ли могли быстро и без остатка её отринуть.

Пропустив слова Иисуса через себя, они (как это отмечали многие Отцы церкви) осознанно или нет, но перенесли что-то из языческого иудейского культа. Именно поэтому, раннее христианство, в том числе и на Руси, по словам теологов имело видимый иудейский крен. Это не исключительно еврейская черта, надо отметить, что всякий народ исповедующий ту или иную религию, привносил в неё часть своей исконной веры.

Таким образом христианская религия, получившая поддержку высшей княжеской и боярской власти в Древней Руси IX века, безусловно имела явный иудейский уклон. И это вряд ли тесно связано с хазарами, как то любят утверждать комментаторы. Такое видение христианского Учения, вообще было характерно для всего ареала распространения первых его форм и проповедников. В этот период две традиции: христианство и исконные верования, практиковались одновременно.

Сергия Радонежского, одного из представителей русского исихазма, часто изображают (в официальных Житиях) с медведем — одним из символов исконной веры

Аскетический исихазм

Напомню, что о иудейских корнях говорил и Григорий Палама, философ религиозного толка, приведший исихазм в законченное и полноценное религиозное направление, получившее название паламизм (созвучно фамилии Палама). Характерно, что на этом понятии разошлись западная и восточная христианская церкви. Непрестанное моление, монашество, отречение и обОжение человека, быстро прижилось на Руси.

Почему иноческое Служение было так популярно в русских княжествах? Да потому что оно активно перекликалось с традицией взаимодействия человека с волхвом (духовным наставником), храмовыми дружинами (патриаршим монашеским воинством), перенесением главной цели служителя культа от нужд (условно) «провайдера Веры» на вопросы и нужды реального человека, пришедшего в Храм.

Институт наставничества (преподобных) очень хорошо вписывался в исконную традицию и наиболее полно отвечал чаяниям простых людей. Они приходили за советом, а моления, общение с Создателем, могли и практиковали по ходу повседневной жизни. Примерно с XIII — XIV веков исихазм активно заменяет раннюю традицию христианства в Восточной Европе вообще и в русских княжествах, в том числе.

Показательно, что именно на это время пришлось так называемое «монголо-татарское нашествие» на Русь и ставшее следствием оного, серьёзное продвижение и возвышение православия на Русской равнине. Интересно в этой связи упомянуть, что есть мнение о распространении в Азии не только несторианства, но и православия, в том числе в Ставке Великих ханов Орды. И это вызывает множественные вопросы….

старообрядческие священники г. Боровск, начало ХХ века

Синодальный период

Изменения в религиозной политике Русского царства, начались после смены правящей династии. Рюриковичи были замещены прозападными Романовыми, соответственно поменялись и подходы власти к церкви. Новой правящей элите нужна была устойчивость, гарантия наследования и как следствие, закабаление народа на западный манер. Всё это в отсутствие родового права, можно было осуществить через церковь.

Отсюда и давление на фольклорные проявления в народе, преследования ведических традиций, обожествление правящей фамилии и многое другое, закономерно приведшие к религиозной реформе по образцу протестантской церкви и объединение с униатской Киевской епархией. Влияние, а затем и управление религиозными иерархами нарастало и достигло своего максимума в царствование Петра.

Запрещалось не только проявление народного, а значит исконного, попытались стереть уже имеющийся синтез христианства и ведических традиций: были запрещены к постройке шатровые храмы, молитвенные камни в церквях и монастырях замуровывались, поднимались полы, чтобы скрыть предметы поклонения людей. Гонения на отвергнувших обрядовую унификацию Никона, приобрели массовый характер. Этот период характеризовался жёстким администрированием и государственным управлением обширного хозяйства православной церкви в России. Но сколько верёвочке не виться… 

Династия священников Авроровых, XIX век. Эти те двое бородатых мужчин в шляпах и халатах (в нашем представлении) монгольского типа — православные священники, что называется «почувствуйте разницу»…

В конце XVIII начале XIX веков начался научный бум, а следовательно переосмысление философских и религиозных догматов. Пробудился интерес к фольклору, изучению санскрита, поиску корней. Вместе с тем, ещё в XIX веке Академия Наук констатирует — христианство вовсе не было преобладающей религией!

Безусловно оно укоренилось, особенно в городах, но в деревнях продолжают проводить ведические обряды, имеют своё уникальное понимание Природы, Бога и места человека в мире. В. Ф. Миллер пишет о том, что Россия — безусловно страна христианская, но христианство не преобладает среди народа.

Ему вторит Иоанн Кронштадтский описывая понимание простого человека, мужика, сельского священника. По его словам, у них божество — это солнце и обожествление его весьма распространено! Всё сказанное о научном поле деятельности, накладывается на политическую ситуацию вокруг России, её противостояние с Британией в Индии и Азии.

Страна победившего атеизма

Как частный случай возврата элиты к исконным традициям, можно рассматривать и предложение Далай-Ламе XIII-му создать буддистское государство в Монголии. Этот ренессанс исконных верований и возврат к ведическим корням, закончился с приходом к власти большевиков. С самых первых дней октябрьского переворота начались гонения на церковь, ибо она крепко ассоциировалась с прежней властью. Были изданы Декреты о свободе вероисповедания, изъятия земель и другого имущества, церковь вообще лишили статуса экономического субъекта, ей теперь стало невозможно иметь любую собственность.

Отцы церкви приглашённые на ночную встречу к «отцу народов», в сентябре 1943-го года

Изымались предметы искусства, здания, другое имущество. Во время Гражданской войны вспыхнули расправы над священниками и монахами. Вскрывались раки с мощами и могилы… Очень многие религиозные деятели эмигрировали, создав отделения православной русской церкви за рубежом. По сути, церковь в СССР была разгромлена начисто. А восстановлена она была в самые трудные времена 1943-го года Иосифом Сталиным, тогда же получила своё нынешнее название — Русская Православная Церковь.

Государство активно искало опору духовности, в дополнение к идеологии коммунизма. Само собой разумеется, что во времена засилья органов госбезопасности, воскрешённый институт не мог избежать контроля и непосредственного участия спецслужб. Этот пикантный нюанс не стал тайной для зарубежных епархий, в следствии чего канонические контакты между церквями есть, но тем не менее, каждый по-прежнему сам по себе.

Таким образом, в настоящее время русское православие состоит из: РПЦ — симбиоз церкви, светской власти и спецслужб, РПЦЗ — дворянство и идея самодержавия, РПСЦ — староверы и старообрядцы.

Кроме всего прочего, стоит упомянуть, что ведические традиции в России никуда не делись и в последнее время испытывают значительный прирост сторонников. Народная вера при всех видах христианства, в конце концов, всегда берёт своё и неизменно проявляется вновь, дополняя и меняя существующие христианские обряды. Иерархам церкви ничего не оставалось делать, как приспособиться к такому порядку вещей, зачастую присваивая новые названия древним обычаям и традициям. А в настоящее время, РПЦ вслух хоть и порицает «неоязычество», но пока не вмешивается в процесс.

И слава Богу! Каждый волен верить в то что ему ближе, если это не задевает чувств окружающих и не нарушает закон.

Продолжение темы читайте в следующей статье Кто и когда собрал сведения о народах России?

Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…

Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».

})
Оцените статью
Великая Евразия
Добавить комментарий