Украинские настроения российских казаков — насколько это серьезно?

Противостояние
Эта статья была впервые опубликована 31 октября 2021. Даже в условиях ограничения моего Дзен-канала за обсуждение украинской темы, её прочитали 75 000 человек только на одном из 5 интернет-ресурсов.

Написав о кровавых рейдах запорожских казаков по русским городам в 1618-ом году в статьях  Кровавый след запорожских казаков в русских городах — о чём молчат учебники и Реки крови и пламя пожарищ — рейд украинных казаков на север России, я никак не ожидал полученной реакции. Конечно, большинство читателей отреагировало так, как и можно было ожидать от честных, порядочных людей, которым всю жизнь не говорили правды о их соседе.

Часть 1. Чем казак о козака отличается?

Удивление, печаль и сострадание тем русским людям, которые попали под каток казацких грабежей и зверств. Но как это часто бывает, мощный толчок поднимает и муть со дна. Не стал исключением из этого правила и данный случай. Неожиданно для себя, я стал получать множество резких и гневных комментариев…. от кого бы вы думали? От комментаторов, представлявшихся кубанскими казаками, самыми что ни на есть коренными (с их слов) казачинами!

Неожиданно дружно они стали утверждать, что наше российское казачество произошло от запорожских козаков, которых разогнала в 1775-ом году Екатерина II. И следуя их логике, именно запорожцы заселили Кубань, став её самым многочисленным и организованным населением! Строго говоря, не останавливались на этом, казакующие якобы заселили не только Кубань, а и некоторые другие регионы, явно претендуя на многое.

При всём этом, они не стыдились упрекать меня в том, что это я играю на руку Зеленскому с его притязаниями на исконно русские земли. В чём же это по их мнению выражалось? Да в том, что рассказал о убийствах русских и назвал тех кто убивал, насиловал, угонял в рабство, разрушал Храмы и сжигал целые города, то есть ходивших в Московский поход 1618-го года запорожских и малороссийских козаков.

Надо оговориться, что я сразу отмежевал основную массу малороссов от тех, кто ДОБРОВОЛЬНО вызвался в кровавый поход 1618-го года. Правда это осталось незамеченным разгневанными казакующими и они удостоили меня обвинения в унижении всех казаков вообще — оптом, а в особенности кубанских и донских, ведь (со слов казакующих) те особенно чтят память своих «родоначальников — запорожцев»…. Нет слов.

Стоит пожалуй объяснить, что всегда были, есть сейчас и вероятно будут в будущем, две совершенно разные категории: собственно казаки (вольные люди, живущие на окраинах державы) и казакующие, то есть разбойники, бандитствующие.

В России (условно — общее название территории) традиционно преобладали именно казаки, жившие на границе осёдлости и степи, имевшие твёрдые убеждения, честь, дома, семьи и хозяйство. Они участвовали во всех войнах, в том числе многочисленных гражданских конфликтах, служили государству, но не противопоставляли себя народу.

В Малороссии — на Запорожье сложился совершенно иной тип военной организации, члены которой называли себя козаки. С российским аналогом их объединяло только проживание на границе. Козаки не имели хозяйств в Сечи, не строили там личных домов, под страхом смерти запрещалось нахождение там женщин и семей. Чем же они жили?

Грабежами, набегами и платными услугами на рынке «торговле кровью», то есть наёмничеством. Можно сравнить Сечь с современной ЧВК — нет идеологии, нет принципов, нет родства и верности, всё определялось оплатой и пожеланием заказчика. По большей части ходили на османов, но не редки были походы и по славянским землям, со всеми вытекающими последствиями для мирных жителей.

Какая охрана границ? Какие русские, поляки, словенцы или русины? Было бы заплачено, имелась бы корысть, а куда идти и кого грабить не имело для них ровно никакого значения. Это оттуда пошёл термин «казаковать» — то есть разбойничать, грабить мирных людей.

Многочисленные измены и удары в спину русским войскам, не редкое участие в разорении славянских городов наряду с османами и татарами, не могли остаться не замеченным российскими самодержцами. Договориться с наёмниками априори нельзя. Очевидно, что гораздо надёжнее и дешевле для государства было содержать профессиональную армию на рубежах, что и было в итоге седлано в 1775-ом году, после разорения бандитского гнезда.

При всём этом, следует помнить, что история казачества началась задолго до появления Запорожской Сечи! Об основных этапах становления казачьих войск я расскажу в отдельных статьях позже, а пока отмечу, что кубанские историки в официальных изданиях края обратили внимание на эту проблему. Искажение реальной истории кубанского войска и ложь о засилии запорожцев, там заметили давно. И попытались внести ясность.

Документально подтверждено участие этих казаков в Азовском походе еще в 1696-ом году! Часть запорожцев наиболее лояльных России, в конце XVIII века были переселены на российские территории, где образовали Черноморское казачье войско. В 1860-ом году несколько казачьих войск (в том числе и переселённые в Россию запорожцы) объединили в Кубанское Казачье Войско.

Однако зараза казакования и отделения себя от государства, перекинулась вместе с запорожцами и на российское казачество, более того, она дала в наше время очень сильные всходы. Хотелось бы знать, насколько сильные… Для подхрюкивающих свидомым, гораздо более древняя история российских казаков — вообще не аргумент. Как истинно казакующие, они настроены агрессивно ко всему российскому.

Посыпались не очень старательно завуалированные «предупреждения», в которых некоторые пользователи меня наивно вопрошали «ты же понимаешь, что не в Шанхае живешь, а казаки у нас во всех регионах есть…». В традициях провокаторов всех времён стали приписывать то, чего я никогда не писал и заменять мои тезисы на ложь о клевете на всех кубанских казаков, которые «могут и побить, услышав, что они русские» — оцените эту провокацию!

Другими словами, они довольно прозрачно намекали на наличие разветвлённой и хорошо управляемой сети полувоенной организации (примерно так ведь у нас казаки квалифицируются?) по всей России! Не стеснялись и называть того, кто (по их мнению) может до меня (и надо полагать, до всякого другого) дотянуться через всю страну — официальное лицо, между прочим. Это как понимать? Это кто — казаки российские или уже что-то другое?

Откуда у них сепаратистские настроения, приоритет укрАинских легенд и фантазий? Откуда это небрежение жизнями пусть далёких, но всё-таки русских людей, погибших (исторический факт) от сабель козаков, нанятых в Малороссии для похода на Москву? И с каких пор убийц нельзя называть убийцами, работорговцев — работорговцами, христопродавцев — христопродавцами только потому, что они козаки?!

А нацистские прихвостни Краснов и Шкуро, тоже не подлежат на этом основании осуждению? До чего может дойти эта витиеватая мысль «истинно казакующих»? Сепаратизм, отрицание роли предателей советского народа в ВОВ, продвижение укрАинских националистических идей, мало или еще назвать?

Самое тревожное во всей этой истории всё-таки то, что казакующие не постеснялись сослаться на официальное лицо в казачьей иерархии. Это блеф или отсутствие боязни сказать правду на всю страну? Насколько глубоко проникли западные идеи о вражде с русскими, претензиями на исконные российские территории и возможностей силовых акций по всей России? Украинизация русских территорий продолжается? До чего же мы докатились в заигрывании с полувоенной организацией, именем официального лица которой угрожают преследованием?

Что об этом знают власти и вновь образованная комиссия во главе с Мединским, призванная не допустить насаждение западного видения российской истории? Что-то явно не так с нашим казачеством или это проходимцы, которые незаконно присвоили себе честный образ российских казаков? Сотен тысяч воинов, отстаивавших интересы державы и умножавших земли Российского государства. Что-то недоброе проникло в казацкую среду, вопрос в том, как это воспринимают сами казаки? И отделяют ли они себя на самом деле от русских людей?

Может что-то изменилось, просто мы об этом не знаем? Вопросы, вопросы… и тревожное ожидание ответов. У нас хотят украсть нашу историю, неразрывно связанную с российским казачеством. А про тёмные моменты, связанные с запорожскими козаками я буду продолжать писать. Да собственно не я один, таких материалов много и в официальных изданиях! Мы достойны правды. Все: русские, татары, чуваши, мордва, кавказцы, все народы России и… казаки. Или нет?

PS: В комментариях на эту статью откликнулись многие потомки истинных казаков. Выяснилось, что подавляющее большинство русофобских и угрожающих комментариев поступало из украинского ЦИПСО (центра информационно-психологических операций) в г. Бровары, целенаправленно возбуждающих агрессию в интернет — сообществах, сеющих вражду, раздор и несущих откровенную дезинформацию. Тогда об этом центре ещё никто не знал.

Также никто всерьёз не воспринимал и угроз расправы за идеологические материалы, идущие вразрез с украинской псевдоисторией. Но сегодня, после череды покушений и убийств философов, историков и политологов, военных корреспондентов, всё видится по-другому. Уже тогда укронацисты планировали теракты на территории России и не боялись об этом публично заявлять. В дополнение ко всему очерняя непричастных к их коричневому движению людей.

Но в целом, по отзывам на многие мои статьи, уже можно было понять куда неотвратимо движется ситуация. Назревала новая война с нацизмом, только теперь уже украинским…

Часть 2. Мы — русские люди! ДНК — генеалогия о происхождении казаков

Практически во все времена казаки заявляли о своей уникальности и отделялись от основной массы как великороссов, так и других народов, проживающих рядом с казачьими территориями. Так это или нет и что находится в основе такого разделения?

Народ или сословие?

Лично я не вижу ничего удивительного в большом количестве версий, которые сопровождают происхождение казачества и их устойчивые попытки отделиться от окружающих этносов, в свой уникальный субэтнос. Учитывая существующий разнобой в идентификации и самоопределении большинства народов России, странно если бы формирование сложных, смешанных групп населения, имело более чёткую структурированность.

Попытаюсь кратко изложить основное. Все версии происхождения можно условно разделить на две большие группы: 1) формирование из беглых и переселенцев; 2) особый (древний) социокультурный этнос. Всем кому интересно прочитать об этом подробнее, могу предложить пройти или по активной ссылке в начале этого абзаца, или поискать самостоятельно, сейчас таких материалов в интернете — на любой вкус.

Можно уверенно констатировать, что несмотря на попытки официальной истории упростить отношения земледельческих и кочевых народов лесостепной полосы Евразии, до банальных взаимных набегов и грабежей, в действительности всё обстояло совершенно иначе. Захоронения поднимаемые на пограничных территориях леса и степи, позволяют утверждать о взаимопроникновении культур и народов.

Я решительно не понимаю, почему социальные и торговые связи современности, основанные на взаимовыгодном обмене, дополнении и поддержке применительно к разным регионам одной страны, принято считать приметой новейшего времени. Что концептуально изменилось? Способы передачи информации и транспорт стали более мобильными. А всё остальное, по сути своей осталось как и прежде.

Основной принцип: вместе мы сильнее и так проще выживать, стал известен не сегодня и не вчера, не стоит считать наших предков дурнее нас самих. Я всё это излагаю к тому, что земледельческие и степные ареалы обитания, накладывались друг на друга не только географически, но и генетически, социально, культурно, торгово-ремесленно и так далее, и тому подобное. Поэтому чёткой границы «здесь мы, а там они» провести нельзя!

Донские казаки в войне 1812-го года

История казачества — самый яркий тому пример. Славянские, скифские и кавказские народы тысячелетиями жили бок о бок и в местах примыкания их жизненных пространств, естественным образом образовались смешанные группы населения, несущие на себе отпечаток специфических условий проживания — пограничных территорий, узловых точек торговых путей, мест постоянного смешения обычаев и нравов.

Рекомендую к прочтению по теме статью Русы на Кавказе — очень древняя история.

Вся логика существования человеческого общества говорит за то, что некое особое сообщество вольных людей, свободных от всякой власти и обязанностей, кроме взятых на себя добровольно — просто обязано было образоваться в этих уникальных условиях. И значение тюркского (а точнее половецкого) слова казак — «стража» или «вольные люди, ушедшие искать себе жизни отдельно от всех», вполне соответствуют этой логике.

Служилые люди

Однако свобода — понятие весьма условное, а в сложных ситуациях так и вовсе аморфное. Историкам хорошо известно о наличии сословия служилых вольных людей, которые предоставляли свою помощь и услуги князю Владимиру еще в Х веке. К этой группе людей можно (условно) отнести бродников, чёрных клобуков, многочисленные степные народы имеющие скифские корни (хазары, половцы, ногайцы и так далее), а также славяно — русское население Тмутараканского княжества.

Как ни крути, как не обособляйся, а главной характерной особенностью казачества от Австрии до Дальнего Востока, была именно пограничная и военная служба. Казачьи формирования известны не только в русских армиях, но и литовских, польских, шведских, германских, османских и даже государств Манчжоу-го, Японии, Парагвая и «вольного города» Гамбурга. Везде нужны мобильные, умелые воины.

Надо полагать, что такая активная военная служба была сопряжена с потерями в личном составе и для пополнения, даже более того — роста численности казачества, откуда-то должен был быть постоянный приток переселенцев. И конечно, он всегда был. Тут мы и вспомним о советской версии, которая настойчиво вещала о переселении свободных боевых холопов, белых крестьян и беглых крепостных на окраинные земли.

Терские казаки

ДНК-генеалогия о казаках

По признанию профессора, доктора наук А. А. Клёсова, вопрос о происхождении основных казачьих регионов, ему постоянно задают при встречах, но дальше вопросов дело пока не движется. Есть некоторые данные по генетическим исследованиям Донского казачества, Терской и Амурской казачьих областей. Результаты вполне ожидаемые.

Кубанские и Донские казаки в целом повторяют общую для южно-русских регионов генетическую картину: около 50% — R1а, 15% — I2a (представители дунайских славян, и их чуть больше, чем в центральных областях России), есть также R1b, G2а и другие. Это прекрасно укладывается в общую логику распространения гаплогрупп, в зависимость удаления места исследования от основного региона проживания конкретного этноса.

Ровно такую же оценку дали антропологические исследования донских казаков. «Антропологическая история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных зон Центральной России и незначительное включение южных и восточных элементов в возрастающей к югу пропорции» — сообщили историки Вера Кашибадзе и Ольга Насонова в 2009-ом году.

Безусловно, есть некоторые особенности присущие каждому региону, скажем у Терских казаков совершенно закономерно наблюдается повышенный процент аланской G2а (11%) и немного ниже R1а (42%), что в общем и понятно. Скудные сведения по Амурским казакам, позволяют утверждать, что в их числе довольно мало представителей коренных народов тех регионов.

Высокий процент дунайской I2a и европейских гаплотипов уральской N1a1-L1025, наряду с высоким (как и везде) уровнем R1а, лишний раз подтверждает отправку казачьих отрядов из южной части России на освоение, охрану и заселение Сибирских и Дальневосточных регионов. Эти данные могли бы быть гораздо более полными, при организации системной работы под эгидой РАН, но их это не интересует.

бродники — черкассы — ушкуйники — казаки…

Общие выводы

Учитывая исторические данные, а также некоторые антропологические и генетические исследования в регионах проживания казаков, можно тем не менее однозначно утверждать, что это не единый отдельный народ, а скорее субэтнос, образованный в рамках русского суперэтноса, но имеющий особые языковые и этно-социальные признаки. Их генетическое разнообразие, полностью укладывается в статистику русских регионов.

Поэтому говорить «казаки — не русские» абсолютно не научно. Кроме всего прочего, подобные заявления, это прямое потворство идеям нацистского преступника атамана Краснова, который предал Отчизну и запятнал казачий мундир сотрудничеством с Гитлером. Этот тезис он всегда особо выделял и выпячивал, также как и нынешние укронацисты — укрАинские националисты, известные всему миру своими бреднями.

Совсем другое дело утверждать, что казачество — уникальное социо-культурное явление, вполне заслужено и обоснованно претендующее на особую роль в жизни государства и общества. Их тысячелетние заслуги известны и на мой взгляд, ещё в недостаточной степени оценены.

Продолжение темы читайте в статье Черкассы, чёрные клобуки и другая Русь…

Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история…

Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга «печать по заказу».

})
Оцените статью
Великая Евразия
Добавить комментарий