Кто убил последнего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия?

Эпоха Грозного царя
Одной тайной и одним оговором в истории России стало меньше: Борис Годунов не виновен в смерти царевича Дмитрия!

Продолжение темы, начало и развитие истории читайте в статьях разделов Эпоха Грозного царя и Три века Романовых. Один из самых мрачных и тревожных эпизодов российской истории назван историками Смутным временем и начался практически сразу после смерти последнего реального правителя из династии Рюриковичей.

Сегодня доказано, что Иоанн Грозный, как и его сын Иван, был отравлен неизвестными лицами. При исследовании в мае 1963-го года останков царя Иоанна Грозного, царицы Анастасии Романовны и царевича Иоанна Иоанновича медико-биологической экспертизой было установлено сверхвысокое содержание ртути, в 32 раза превышающее норму, а мышьяка — в 1,8 раза.

Тяжкая царская доля

Иоанн Васильевич Грозный

Вообще, вокруг первого признанного царя Русского царства смертушка косила с размахом. По разным причинам умерли три царицы, три царевны и четыре царевича! Практически все смерти выглядят более чем подозрительно, а современники, да и сам Иоанн, не без оснований подозревали в злом умысле некоторых ближних бояр.

3 февраля 1547 года Иоанн Васильевич женился на Анастасии Романовне, а 10 августа 1549 у четы родилась дочь — царевна Анна Иоанновна, которая скончалась, не прожив и года. 17 марта 1551 года родилась вторая дочь — царевна Мария Иоанновна — и скончалась в тот же год. В октябре 1552-го у царя и царицы родился первенец, царевич Димитрий Иоаннович, объявленный в 1553-м году наследником престола. Но уже 6 июня 1553 года царевич «выпал» из рук кормилицы и утонул.

28 марта 1554 года — рождение второго сына, царевича Иоанна Иоанновича. 26 февраля 1556 года — рождение царевны Евдокии Иоанновны. Она умерла менее чем через два года, в июне 1558-го. 31 мая 1557 года — рождение царевича Феодора Иоанновича (будущего царя). 7 августа 1560-го — внезапная кончина царицы Анастасии Романовны. Царь был абсолютно уверен, что её отравили бояре. 21 августа 1560 года Иоанн Грозный венчался на перешедшей в православие Марии Темрюковне, дочери кабардинского владетельного князя Темир-Гуки (Темрюка).

21 марта 1563 года у них родился царевич Василий Иоаннович. Он скончался по неизвестной причине меньше чем через два месяца, а 6 сентября 1569 года скончалась и сама царица Мария Темрюковна. Немцы Таубе и Краузе сообщали в своих записях, будто один из дворцовых поваров донёс, что князь Владимир Старицкий дал ему ядовитого порошка и 50 рублей, велев отравить царя и царицу. 28 октября 1571 года царь венчался на Марфе Васильевне Собакиной, которая меньше чем через месяц скончалась, «не разрешив венца».

Картина «Смерть Иоанна Грозного»

6 сентября 1580 года царь венчался на Марии Феодоровне Нагой, от которой у него родился царевич Димитрий Иоаннович. Он таинственно умер 15 мая 1591 года и прославлен Церковью в лике святого страстотерпца. Когда в 1579-м году сам Иоанн Грозный тяжело заболел, то велел присягать сыну, царевичу Иоанну. Но вскоре грозный государь поправился, зато царевич Иоанн Иоаннович скончался 19 ноября 1581 года. Именно вокруг его кончины была сочинена ложь об убийстве царевича своим державным отцом.

При проведении вскрытия в 1963-м году исследовали и этот вопрос, но каких-либо следов увечий и крови на останках Иоанна Иоанновича обнаружено не было. Царевич болел около 10 дней и, почувствовав себя плохо, выехал из Александровской слободы в Кирилло-Белозерский монастырь, видимо, желая принять постриг. Отравление практически единственного полностью здорового наследника русского престола в значительной степени пустило ход истории по знакомому нам сценарию.

Царь Иоанн Васильевич Грозный скончался на исходе дня 28 марта 1584 года. В последнюю зиму жизни царя в небе над Москвой, над соборами Кремля появился крест и комета. Государь, выйдя на крыльцо и посмотрев на это явление, сказал окружающим: «Сие знамение ко смерти моей». Вскоре Иоанн тяжело заболел, а в день смерти велел принести и прочесть ему завещание, затем долго, около трёх часов, парился в бане. Баня приносила ему некоторое облегчение.

Распаренный, в просторной белой рубахе, царь сидел на широкой постели. Поодаль стоял Борис Годунов. Приготовили доску с шахматами. Государь сам расставил фигуры, хотел играть с боярином Бельским, но вдруг упал навзничь, сжимая в руке последнюю непоставленную фигуру — короля. Однако самой громкой и нашумевшей смертью стала трагическая гибель последнего из царевичей, Дмитрия. Брак с Марией Нагой не был освящён церковью, поэтому он де-факто считался незаконнорождённым наследником.

Убиение царевича Дмитрия 15 мая 1591 г. в Угличе. Неизвестный автор

Кому мешал больной наследник?

В связи с чем и был выслан Борисом Годуновым в почётную ссылку с присмотром в город Углич. Но и ему судьба не дала здоровья, царевич страдал от врождённой эпилепсии. К приступам временами добавлялись помрачения сознания, когда тело юного царевича жило собственной жизнью, свободной от разума. Тогда ребёнок мог нанести раны окружающим: кусал руки боярыням, «отъел руки» дочери Андрея Нагого, «поколол» гвоздём мать.

Вероятно, заболевание носило наследственный характер: эпилепсией страдали некоторые из византийских Палеологов – предки его прабабки Софьи. Заболевание царевича в XVI веке лечить не умели. Вдобавок ко всему, «Болезнь царевича, видимо, прогрессировала, приобретя угрожающий эпилептический статус. Во время эпилептического статуса припадки следуют один за другим, не восстанавливается сознание, значительно нарушены дыхание и гомеостаз, возникает непосредственная угроза жизни.

Непрекращающиеся припадки переходят в агонию. Даже в условиях современной психиатрической помощи в состоянии эпистатуса погибает каждый четвертый ребенок», — поясняет врач-психиатр Пётр Белоусов. С одной стороны, царём в то время числился болезненный Фёдор Иоаннович, но фактическим правителем был шурин Иоанна Грозного Борис Годунов. Он наверняка предполагал развитие событий таким образом, что Фёдор Иоаннович скончается, освободив русский престол.

И тогда перед боярами станет выбор между ним и царевичем Дмитрием. С высокой степенью вероятности предпочтение будет отдано хоть и незаконнорожденному сыну, но Рюриковичу, чем (в глазах некоторых бояр) выскочке Годунову. С другой стороны, болезненный мальчик имел большие шансы пройти путём, пройденным его многочисленными братьями и сёстрами. Как отмечал ещё в XIX веке историк Михаил Погодин, зачем убийцам «вместо тихого яда действовать звонким ножом»? Учитывая эти факты, странными выглядят многие из обстоятельств смерти Дмитрия.

В один из тихих размеренных дней мать отправила сына погулять во двор с четырьмя ребятами. Присматривать за недужным царевичем приставлены были аж три тётушки. Как метко заметили в народе, «у семи нянек дитя без глаза». Дети принялись играть в «сваю» — игру, похожую на всем знакомые «ножички», только вместо ножа в лежащее на земле кольцо бросали заострённый железный стержень — «тычку». Напомню, что ребёнок страдал припадками и помрачением сознания! То есть, как пишут исследователи, «ничто не предвещало беды»…

Неожиданно со двора послышались женские крики, поднялся шум и раздался звон колокола. После набата в городе начался хаос, самосуд непричастных (как впоследствии выяснило следствие) и пожар. Первым делом угробили назначенного Годуновым правителя Углича, его семью и слуг. Заодно порешили и многих других, волей случая присутствовавших при трагическом событии. Борис Годунов немедленно отрядил в город следственную комиссию во главе с боярином Василием Шуйским.

Церковь царевича Димитрия «на крови» в Угличе (1681-1692 гг.)

Виновники мнимые и реальные

Материалы следствия прекрасно сохранились. Во второй половине XX века историк Руслан Скрынников проделал колоссальный труд: проштудировал рукописи, сопоставил показания очевидцев. И фактически оправдал Годунова. В наше время тем же путём прошли доктор исторических наук, сотрудник Института всеобщей истории РАН Любовь Столярова и врач-психиатр Пётр Белоусов. 

Три тётушки и стряпчий, оказавшийся у окна в момент смерти царевича, видели всё своими глазами и рассказали, что когда Дмитрия накрыл очередной припадок, в руках у него была та самая «тычка». Перед смертью, как показал стряпчий, царевича «било долго», а нож («тычок») в этот момент был у него в руках. Поскольку о ранении в горло прямо говорит непосредственная свидетельница гибели мальчика Василиса Волохова, сомневаться в том, что нож пришёлся по горлу, не приходится.

Однако если при ножевом ранении горла повреждается сонная артерия, или яремная вена, или нерв, ведущий к сердцу, смерть наступает мгновенно от остановки сердца или в считанные минуты после повреждения крупных сосудов. Неизбежна мгновенная фатальная кровопотеря. Но ни о каком фонтане крови в показаниях очевидцев не сказано. А значит, говорить о повреждении крупных сосудов (следовательно, и о намеренном увечье) не приходится.

Все крики о душегубстве и умысле прозвучали позже — из уст набежавших и не вполне трезвых родственников. Братья Марии Нагой, по уверениям горожан, были мертвецки пьяны в тот день. Интересно, что сама Мария, оказавшись возле тела сына, вела себя более чем странно: не оплакивала чадо, а схватила полено и начала избивать одну из присматривающих тётушек, заодно выкрикивая имена заранее известных ей «душегубцев».

Здесь обращает на себя внимание затяжной конфликт угличского правителя дьяка Битяговского и семейства царевича на предмет сверхнормативного выделения денежных средств на всякие «срочные» нужды. Получалось, что Нагие решили использовать смерть Дмитрия, чтобы поквитаться с ненавистным Борисом. Но комиссия решила по-другому. Нагие были обвинены в небрежении, «измене» (самоуправстве, самосуде и казни без суда 14 человек) и причастности к ведовству, за что их разослали по тюрьмам.

Ссыльный Угличский колокол

Мать царевича Марию постригли в монахини, а участников волнений сослали в Сибирь. В том числе сослан был и вечевой угличский колокол, по набату которого стартовали беспорядки и убийства. За подстрекательство ему вырвали язык, отрубили ухо (крепление), «всыпали» 12 ударов плетьми и отправили в дальние края. Вспомнил о безвинно осуждённом медном свидетеле император Александр III. В 1888-м году по его личному разрешению из тобольской ссылки вернулся этот последний участник знаменитого Угличского дела.

Таким образом, по мнению средневековых и современных исследователей обстоятельств дела, смерть Дмитрия наступила не в результате ранения. Не было это и самоубийство. Вероятнее всего, царевича погубила болезнь. Но выводы комиссии не спасли Россию от Смуты, а Василий Шуйский, ставший в одном из её эпизодов царём, опроверг свои же выводы, обвинив Годунова в подосланных к царевичу убийцах. Всё как всегда, когда политика пытается приспособить для своих нужд исторические события.

В начале XVII века царевич Дмитрий неожиданно «воскрес», а самозванцы Лжедмитрий I и Лжедмитрий II выдавали себя за чудом спасенного сына Ивана IV. Для Руси началось тёмное время… венчавшее воцарение новой правящей династии Романовых. Ничего хорошего это России не принесло, но эпизод с «убийством царевича Дмитрия» следует закрыть раз и навсегда, как и многую другую ложь в великой эпохе Иоанна Грозного.

Читайте также по теме: Уроки общения с европейскими властями от Иоанна Грозного.

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.

Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история. Следите за главными новостями онлайн.

В издательстве КТК «Галактика» вышла моя книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии».

})
Оцените статью
Великая Евразия
Добавить комментарий