Возвратиться к теме истоков народов славянского корня меня, с одной стороны, подвигла интересная информация от популяционных генетиков, а с другой стороны, неожиданно сильный интерес читателей моего основного Дзен-канала «Великая Евразия», засыпавшие старые статьи комментариями о генезисе и родине славян. Пишут кто во что горазд, утверждают и доказывают им одним известные азбучные (по их мнению) истины и с негодованием опровергают любые отличные мнения, буде они принадлежат даже и научным кругам.
Поэтому, наверное, будет полезно ещё раз подсветить эту тему, которую я уже не раз описывал с точки зрения создателя ДНК-генеалогии профессора, доктора наук А. А. Клёсова и некоторых летописных источников. Группа европейских учёных, представляющая международную команду Чешского государственного университета в городе Острава Моравско-Силезского края и генетическую лабораторию Дэвида Райха Гарвардской медицинской школы изучила несколько тысяч образцов останков и пришла к выводу о раннем расселении славян.
Продолжение темы, начало читайте в разделе «История славян».
Разные мнения

Остравский университет против Флорина Курта
Исследователей, безусловно, зацепило мнение о славянах американского историка Флорина Курта, написавшего своеобразную «библию» славянофобов «Создание славян: история и археология региона Нижнего Дуная». В ней историк пытается дать универсальный ответ на любые вопросы относительно формирования славянского этноса в Центральной и Восточной Европе. По его мнению, прародины у славян нет и быть не может. Почему?
Если кратко, потому что у него нет ответов на многочисленные вопросы, а также нестыковки письменной истории и археологических, лингвистических памятников дописьменной эпохи. Некоторые из списка его вопросов выглядят предельно странно, некоторые возникли из-за искажения европейской истории народов и племён. Но Курта не утруждает себя поиском ответов, вместо этого он придумывает конструкцию, которая подходит (при желании) для любого этноса.
По его мнению, славяне есть наслоение и накопление разнородных племён варваров на границах Римского государства, включающее в себя беженцев со всего света. Кельтоскифы, бежавшие от Рима, авары, бежавшие от тюрок, остатки фракийских и дакийских племён, осколки гуннов и булгар, а также их рабы со всех уголков Европы. Вандалы, готы, сарматы, венеды, римские колонисты, беглые рабы, купцы, вельможи, попавшие в опалу, разбойники и авантюристы, да и просто уставшие жить в Римской империи, решившие обменять её на «варварскую чистоту нравов».
Весь этот калейдоскоп бурлил и плавился на границах культурного Рима, понемногу приводя в «божеский вид» безобразное скопище народов. А чтобы совсем уж не заморачиваться, римляне якобы присвоили всему этому разноплемённому сборищу название, производное от греческого «склавины», то есть бывшие рабы и военнопленные. Лично мне приходит на ум практически полная аналогия с объяснением уникальной культуры и технологий скифского мира от немецкого «историка» Миллера.
Я писал об этом в статье «Кто украл у России историю сибирских скифов?».
Скифы «не могли» создать могучее государство от Дуная до Тихого океана, быть источником передовых технологий и новшеств в самых разных сферах. Это могли быть кто угодно, к примеру, пленные и порабощённые «монголо-татарами» культурные народы. Но никак не скифы. И со славянами, по определению, не могло быть иначе. Иначе придётся признать искажение истории, а этого делать, как вы понимаете, нельзя.
Но есть летописные источники, рассказывающие нам о появлении в Центральной и Восточной Европе V–VII веков н. э. племён, которые академическая наука согласна считать славянскими. Допускается также относить к славянам некоторые археологические культуры IV века н. э. Пражская, Колочинская, Пеньковская — достоверно славянские, но всё, что раньше имеет схожие признаки и маркеры, официальной исторической наукой относится к недостоверным и не доказанным, а потому (по их мнению) сомнительным.
Напомню, что по версии доктора наук А. А. Клёсова, объединившего многие наработки и сведения из источников, можно говорить о трёх ветвях славян. Южно-Балтийская, Южно-Европейская (Балканы, Северная Адриатика) и Восточно-Европейская. А первой достоверно исторической славянской культурой он и многие другие специалисты считают Лужицкую культуру. Таким образом, до настоящего времени нет единого мнения по вопросу истоков славянской общности.
Рекомендую к прочтению статью «Время славян».

Ареалы распространения восточных, западных и южных славян в VII — IX веках
Археогенетика
Упомянутая мной в начале группа исследователей, в составе которой много наших соотечественников, взялась попробовать разобраться в этом вопросе, используя накопленные данные о секвенировании останков разных исторических периодов со всей Европы на предмет их принадлежности к славянской общности. Сразу выяснилась значительная проблема: у славяноязычных народов самые ранние образцы, генетически и культурно соответствующие всем признакам славян, появляются только с IX века!
До начала массовой христианизации славянских народов среди них была принята кремация усопших, поэтому найти пригодные для извлечения ДНК останки довольно затруднительно. И это могут быть некие единичные экземпляры. Что касается ранних славян, то в регионах их распространения, а это Балканы, Моравия, Русь, очень высокая степень генетического разнообразия, несущая в себе практически полный набор известных европейских гаплогрупп. И все они в культурных слоях славян, как разобраться?
С точки зрения популяционных генетиков, специфическую группу, предковую по отношению к славянам, выявить трудно, а подчас и невозможно. Чтобы решить эту нетривиальную задачу, был применён метод вычленения, выделения компонент, встречающихся у дальних родственников. Принимая 50% вклада матери и 50% отца в ДНК их совместных детей, у дальних родственников означенные части (50% + 50%) будут так называемыми «длинными последовательностями». Прекрасно показывающими родство в 6–12 поколениях.
Имея «длинные последовательности» (далее в тексте — ДП), можно совершенно точно сказать, кто близкий, а кто дальний родственник. Родственные генетические связи распределяются неравномерно, некоторые участки представляют из себя более плотные скопления линий родства, это группы дальних родственников. Если соотнести плотные группы с географией мест находок носителей ДНК, можно легко их идентифицировать.
Например, на картинке снизу: синие — британцы, гальштатцы, пакистанцы, внизу расположены греки, справа (зелёным цветом) ираноязычные кочевники: скифы, саки, сарматы, а оранжевым цветом даны народы 1 тыс. н. э.: тюрки, хазары, авары, монголы. Всего было отобрано около 2 000 образцов индивидов, а для обработки информации использован специально созданный математический алгоритм.

Хронология миграций Европы
Даже приблизительное и поверхностное изучение культур бронзового и железного веков в Европе может дать приличную пищу для размышлений. В особенности распространение погребального обряда, как наиболее устойчивого и поддающегося идентификации. Курганные погребения, привнесённые, вероятно, переселенцами одной из волн миграций индоевропейцев и характерные для Европы 1600–1200 года до н.э., заменяются полями погребальных урн 1300–700 года до н.э., в которых прах сожжённого человека захоранивается в глиняной урне.
Считается, что обычай кремации останков пришёл в Центральную Европу с Балкан. Урнопольская культура простиралась от западной Венгрии до восточной Франции, от Альп до Северного моря. И надо отметить одну замечательную особенность: до римского времени обычай погребения, а следовательно, и применяемое ныне обозначение археологической культуры, властвовали практически на всей территории Европы. Они сменяли друг друга в разные исторические периоды, но масштабный охват оставался неизменным признаком.
Я не стану комментировать эту особенность, оставляя неблагодарное дело специалистам, но факт имеет место быть, в чём может убедиться всякий желающий, открыв ссылки в тексте этой главы. Итак, культуру полей погребальных урн по всей Европе сменила так называемая гальштатская культура (900–400 года до н. э.), которую принято считать кельтской, несмотря на вхождение в её ареал иллирийцев и фракийцев (вплоть до Западной Украины). Гальштатцы считаются мастерами-металлургами, торговавшими через лужичан, назад шёл янтарь.
В Азии это была эпоха господства скифов и других ираноязычных племён. Чтобы не быть голословным, рекомендую ищущим ярких и убедительных доказательств на каждую запятую, поставленную автором, обратиться к оригиналу видеоконференции, по которой и написана данная статья. В V — I веках до н.э. гальштатская плавно переходит в латенскую культуру. И снова поражает размах, а также разнообразие ДНК носителей. Галлы, бритты, иберы, иллирийцы, фракийцы и многие другие, снова почти вся Европа!

В Азии намечается смена скифской эпохи на сарматскую, а в восточной части степи появляются представители тюркоязычных племён. С наступлением римской эпохи скифское население в Западной степи почти повсеместно сменяется сарматами, скифы остаются только в регионе Киргизии и на Тянь-Шане. А в Европе гальштат-латенское население сменяется группой населения, преобладающей в эпоху викингов, и группой будущих гетов. Интересно, что появляются образцы, имеющие признаки, которые впоследствии приписывают классическим славянам.
Наконец, в так называемую эпоху переселения народов Северную Европу заполонили будущие германцы, а в Центральной и Восточной Европе ощутимо прибавилось славянских представителей. Сарматы сместились из степи в Карпатскую котловину и даже значительно западнее её. Их место на просторах степей Евразии занимают носители тюркской культуры. В раннеаварское время они добрались и до Карпат, вытеснив оттуда сарматов.
Обращу ваше внимание, что эпоха великого переселения народов ничего, подтверждающего своё громкое название, не показывает. А нам до сих пор с жаром рассказывают о перемещениях громадных масс народов вдоль и поперёк материка, меняя страны, границы и решительно перемешивая состав населения. На деле, обычная для всех времён миграция. На мой личный субъективный взгляд, это лишь подтверждает фальсификацию истории этого периода. Кто-то решил за счёт названия периода сгладить нестыковки переписывания истории.
Позднеаварское время (VIII–IX века) ничего нового в расклад не внесло, за исключением увеличения славянских представителей. В Карпатской котловине намешано народов и культур, но с приходом Х века тюркоязычные племена оттуда исчезают, уступая место мадьярам. Что, кстати, подтверждается летописными источниками. Раннее Средневековье лишь утвердило сложившееся сочетание расселения. Стоит, пожалуй, напомнить о сложностях идентификации многочисленных племенных союзов, относимых письменными источниками к родственникам славян в связи с преобладанием обряда кремации.

Славянская дуга
Итак, подытоживая изыскания популяционных генетиков, можно констатировать несколько фактов. Ранние представители будущих германцев появились в верховьях Рейна и Дуная, ранние сарматы проявились на Южном Урале, поздние представители сарматов смешались с кавказскими племенами G2a: аланами и черкассами. Учитывая, что это относится к периоду существования Русского каганата, подтверждаются версии некоторых наших учёных, считавших Салтово-Маяцкую культуру относящейся к образованию раннего русского экстракта.
Собственно славянские представители, которых историки считают 100% славянскими по целому ряду маркеров и факторов, сформировались сразу в трёх областях Европы: Балканы, Моравия и Древняя Русь. Если локализовать по самым ранним образцам, подходящим по предковой компоненте славянам, то это Средний Дунай, римский город Виминациум и Танаис в Приазовье. Значительный след проявляется в Темерницком городище (Ростов-на-Дону), на Средней Волге и в останках Именьковской культуры.
Оставаясь на этой своеобразной славянской дуге, наибольшая концентрация находок представителей ранних славян приходится на Карпатский бассейн, возможно, из-за большого количества образцов для исследования. Кроме того, учёные обратили внимание, что в части пространства главных компонент самые ранние образцы на славянской дуге генетически очень похожи на образцы раннего железного века Восточной Прибалтики и ранними образцами, которые будет впоследствии принято считать германцами.
Генетики на всякий случай уточняют, что те, кого будут считать германцами, отстоят по временной шкале позже ранних образцов славянских компонент. Это к давнему и не завершённому вопросу, кто от кого произошёл. Получается, что самые ранние из имеющихся у популяционных генетиков образцов, которые они по принятой у них классификации могут отнести к предкам славян, тяготеют к северу (ранний железный век и римская эпоха Прибалтики).

Красными точками выделены места обнаружения праславянских индивидов
Здесь же стоит отметить, что именно в Восточной Прибалтике найдены одни из древнейших останков представителей культуры шнуровой керамики, которую профессор А. А. Клёсов не без оснований относит к предкам славян и ариев. Из Прибалтики (по мнению исследователей) население праславян с начала римского времени начинает миграцию на Среднюю Волгу и в Приазовье. Ядром они считают население поздней бронзы в Восточной Прибалтике. Хотя отдельные индивиды этой группы встречаются в бассейне реки Тисса.
Рекомендую к прочтению посты на эту тему: «Нашлись истоки южных славян» и «Место, где родилась европейская цивилизация».
Обращает на себя внимание разноплеменный состав населения выделенных точек ранних славянских образцов. В римском Виминациуме (основан как военный лагерь римлян на границе с варварами) отмечены останки славян, торков, сарматов и других народов, причём обувь захороненных ожидаемо была подбита гвоздями, как и полагалось у римских легионеров. Другими словами, это всё наёмные солдаты, а не представители родовых общин или семей.
То же самое можно сказать и о Танаисе, где множество останков сарматов, скифо-иранцев, встречаются торки, германцы, но праславяне, найденные в погребениях сарматского типа II–III века н. э., значительно отличаются от всех остальных по предковой компоненте. Это огромный торговый город-порт, где естественным путём смешивались представители со всех концов света. В этом качестве гораздо интереснее Именьковская культура, которую многие историки считают раннеславянской, расходясь лишь в её истоках и времени окончания.
И хотя в этой культуре практиковалось трупосожжение, археологам иногда удаётся находить генетически пригодные материалы из нужного культурного слоя. Там в основном обнаружены славянские маркеры, также есть сармат и гунн, что не удивительно, учитывая близость степи. Учёные обратили внимание ещё на одну особенность славянской дуги: она расположена по периметру распространения восточноевропейских выемчатых эмалей.

Распространение восточноевропейских выемчатых эмалей и зелёные точки славянской дуги
Другими словами, можно с уверенностью предположить, что славянская дуга входила в культурное пространство, характерное для производства и распространения эмалей. В именьковских памятниках найдено очень много янтаря, фибул, характерных для центральных областей Европы, и других предметов, подтверждающих этот тезис. Судя по всему, делают вполне логичный вывод учёные, захоронения славянской дуги, относящиеся к раннеславянским образцам, сохранились в силу перенятых обрядов погребения.
Отдельные индивиды, попадая в мультикультурное общество, перенимают традиции и обряды какой-то из чуждых их роду культур, в нашем случае погребальный обряд. Благодаря чему их останки не сжигаются, а захораниваются в землю и таким образом доходят до наших дней, давая материал для анализа генетикам. Но основная масса их родственников и предков остаётся в ареале собственной культуры и не попадает в поле зрения генетиков.
Славянская дуга показанная в отчёте исследовательской группы — выбросы по периметру славянской общности Центральной и Восточной Европы. В заключение стоит отметить, что в целом выводы популяционных генетиков либо подтверждают, либо не противоречат утверждениям профессора А. А. Клёсова и многочисленным письменным источникам о истоках и расселении славян в Европе. В видео по которому создана эта статья содержится ещё очень много интересного материала, который не вошёл к краткий обзор.
Лично я расцениваю гигантский объём работы проведённый исследовательской группой, как ещё один камушек в фундамент истинной славянской истории. Честь им и хвала! В самом ближайшем будущем продолжу печатать заинтересовавшие меня материалы по генетике российских народов. Продолжение читайте в следующих статьях…

Разделение славянских языков по группам и датировкам
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история. Следите за главными новостями онлайн.
В издательстве КТК «Галактика» вышла моя книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии» . Популярное изложение истории кочевого народа, создавшего огромную империю, о которую разбивались армии Александра Македонского, персидского царя Дария и римские легионы, дополненная сведениями генетиков.
Давно пора шлёцер-миллеровскую бредятину отправлять на свалку истории ! Тем более что и в историю и в археологию пришли наконец неоспоримые знания, основанные на физике и математике ! Это именно ДНК-Генеалогия ! Её аппарат не зависит ни от каких грантов-хотелок по закупке «настоящих учёных» пачками — гранто-держцам в угоду !!! Их время — по факту — уже прошло, пора и им — на свалку истории, ими сильно обгаженной ! Анализ ДНК базируется на физ-химии и потому — объективен. Его интерпретацию делает математика. Набирая статистику по множеству ДНК-анализов из захоронений — получим совершенно объективную картину движения потоков народных масс по изучаемой территории в прошлом. И всяким шлёцер-миллерам и Ко — тут нигде не влезть ! Но важно иметь резерв исходного генетического материала (в холодильниках например) — на всякий случай, для подтверждения полученных фактов окончательно ! Картина же раскрывается супер удачная для Великой России то !!!