Беспощадная любовь в легендах и мифах

Интересное со всего мира
Ко дню памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи, любви и верности.

Любовь, безусловно, является самым могучим чувством во Вселенной. Она бывает разной: материнской, между мужчиной и женщиной, к Отечеству, детям, родителям и вообще ко всему сущему, в зависимости от морально-нравственных установок индивидуума. И далеко не всегда она относится к созидающим эмоциям, довольно часто в истории известны случаи, когда любовь правителей мира сего приводила к ужасным разрушительным войнам.

Есть также ещё одно интересное качество у любви между мужчиной и женщиной: её можно навязать. Выражение «стерпится-слюбится» — это как раз такой случай. У нас в стране под покровительством православной христианской церкви 8 июля празднуется день памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских, являющих образец крепких семейных уз, честности и верности супружескому долгу.

Надо иметь в виду, что эти христианские святые берут корни в народной вере, которую у нас принято называть язычеством. В большинстве случаев, по канонам РПЦ, трогательную и душещипательную историю принято начинать рассказывать с описания внезапного недуга князя Петра, но это середина повествования. Я расскажу вам всю историю с самого начала, как она дошла до наших дней. А кроме того, поведаю ещё две истории большой любви, приведшие к немыслимым страданиям огромного количества людей.

Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. Выводы, как всегда, делать только вам.

От Змея-обольстителя к зайцу попрыгайцу

Для общего понимания стоит начать с того, что имена Пётр и Феврония персонажами славянского устного эпоса были приняты на закате жизни, одновременно с постригом в монахи и монахини. Исследователи не могли пройти мимо столь популярного в народе сюжета и, порывшись в летописях, могут утверждать, что прообразом Петра был Муромский князь Давид Юрьевич, а Февронии — девица Ефросиния. Поскольку правил князь в Муроме с 1205 по 1228 год после смерти старшего брата, то история происходила в конце XII — начале XIII веков.

С некоторого времени повадился к жене старшего брата Петра ходить «на блудное дело» «злой крылатый змий». Змей — это древнейший эротический символ славянского фольклора. Он не опасен — никого не убивает, не выдыхает огонь, только предается любовным утехам. Земной женщине, вступившей с ним в связь, змей дарует невероятное потомство — героев, волшебников, красавцев. В нашем случае Змей приходит к княгине не абы как, а в образе, несомненно, любимого ей князя Павла.

Справка. Крестьянский фольклор утверждает, что к тоскующей по мужу вдове, принимая облик покойного супруга, начинает приходить «нечистый» или бес. Однако чаще всего речь шла именно об огненном змее, который, рассыпаясь огненными искрами, прилетал по небу и проникал в дом через печную трубу. При этом другие люди змея не видят и могут судить о его присутствии лишь по искрам, которые сыпятся с его хвоста, звукам и свисту, который он издает.

«Покойник» поначалу весьма ласков со своей жертвой – он одаривает её конфетами и сладостями, ласкает. Однако сладости поутру превращаются в навоз или в кости, а ласки заканчиваются спутанными в колтун космами или обрезанными волосами. Надёжным средством избавления по опыту может считаться только бдение вместе со вдовой монашки, которая буквально за шиворот порой оттаскивала вдовушку от дверей, когда та пыталась впустить свистящего «змея» в дом. Или вмешательство мужчин из родни вдовы.

Змей, гулявший с женой Муромского князя, обладал ко всему прочему, вероятно, навыками оборотня, поскольку люди упрямо рассказывали о его наглом вмешательстве не только в брачные дела князя, но и сидении в облике мужа вместе с княгиней во дворце. Интересно, что ближние бояре будто не замечали подмены. После всего написанного неудивительно, что и супруг был в абсолютном неведении о творящемся у него под боком безобразии. Неизвестно, как долго это могло продолжаться, если бы не смелый поступок княгини.

Не убоявшись справедливого супружеского гнева, она обо всём в подробностях рассказала своему князю. Тот, проявив недюжинную выдержку и мудрость, не стал поддаваться первым порывам и эмоциям, решив бороться с врагом его же оружием, то есть через жену. Сметливый правитель научил жену дождаться расслабления Змея после полученного удовольствия и вызнать, как его можно убить. Княгиня устроила всё наилучшим образом.

Можно предположить, что людская молва и народные сказители не жалели красок и смачных подробностей, описывая потаённые занятия княжеской супружницы со Змеем-обольстителем. Народный интерес к деталям подобного свойства неизменен век от века, но эту часть сказаний знают только узкоспециализированные исследователи, поэтому нам остаётся лишь догадываться и пускать в ход натренированное воображение пользователя свободного интернета XXI века.

Разомлевший от ласк и безнаказанности Змей доверчиво сообщил любовнице, что смерть свою он найдёт от Петра, а чтобы не скатиться к банальной поножовщине, оружием поражения будет не абы что, а натурально Агриков меч: «Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча». Тогда Павел обращается за помощью к младшему брату именем Пётр. Со всей неумолимостью возникает вопрос, где взять судьбоносный Агриков меч, и Пётр, конечно же, после страстного моления обретает чудесным образом нужное знание.

Получив в руки чудо-оружие (возможно, в первоначальном варианте это был меч-кладенец, но при переписывании сказаний его заменили на оружие из византийского эпоса), братьям оставалось лишь дождаться очередного визита сластолюбивого Змея. И он не замедлил явиться. Не почуяв никакой опасности, беззаботно развлекаясь привычным ему образом с княгиней (вот же прикипел как, мало ему других было?), летучий гад прозевал неожиданное явление в спальню Петра с мечом, которым тот немедля отсёк непутёвую голову обольстителя.

Змей не был бы порождением тьмы, если не уязвил бы поразившего его рыцаря. Кровь из отсечённой главы попала на кожу Петра и привела к появлению по всему его телу ужасных струпьев. Вот именно с этого места и начинается каноническая христианская версия отношений Петра и Февронии. Лечение кожного заболевания не давало эффекта, и знающие люди посоветовали Муромскому соправителю, что где-то в Рязанской земле есть искусная лекарка.

Поясню на всякий случай, что иноземным термином «лекарь» тогда называли модных европейских эскулапов, усиленно создающих видимость лечения болящих. Действительно же пользованием хворых занимались народные знахари и знахарки, одной из которых, видимо, являлась Ефросиния (до принятия иночества). Пётр велит немедля перевезти его к лекарке и попадает к ней в тот момент, когда по счастливому стечению обстоятельств отсутствовал её батюшка. Что дало возможность Ефросинии самой договариваться и назначать цену.

В деревне Ласково она сидит и ткёт, а на полу перед ней скачет заяц. Заяц появляется в легенде неспроста. Он главный герой так называемых «целовальных песен» и всего брачного фольклора. Для славян-язычников заяц — популярный и мощный дух плодородия. Он отвечает за половую силу и может обеспечить обильное потомство. Прыгая перед девушкой, заяц признаёт её силу и служит ей. Значит, это очень непростая девушка.

Она мастерица в ткачестве и ремеслах, знает загадки и заговоры, лечит от всех болезней, но может и строго наказать за неповиновение. Другими словами, настоящая Василиса Премудрая! И плату она потребовала с княжича под стать: за лечение она должна стать его женой. Это поступок сильной личности, презрев обычаи и классовые предрассудки, девушка смело стремится к своему счастью. Нам неизвестно, что по этому поводу подумал младший брат Муромского князя, но в народных версиях сказания наверняка это было озвучено.

Так или иначе, мудрая ведунья готовит для струпьев специальную «кисляждь» — хлебную закваску в горшочке. Подув на неё и произнеся заклинание, она велит отнести князя в баню и там натереть его язвы и струпья. Стоит отметить, что баня выбрана местом лечения неспроста, испокон веков она была для русских местом колдовства и магии, местом силы. После магического обряда и чудодейственной мази болячки змееборца сошли, и он выздоровел. Но, как и все князья, Пётр не спешит исполнять данное простой девушке обещание, ибо нефиг.

Но неумолимый рок догоняет князя уже в Муроме, он покрывается струпьями с ещё большей силой. Пришлось снова мчаться в глухую рязанскую деревушку и падать в ноги к целительнице. Ефросинья без упрёков приняла обманщика и снова повторила цену избавления от напасти — женитьба. Тут уже князь без колебаний свершает обещанное и берёт её в жёны. Скоро старший брат Павел умирает и Пётр становится полноценным правителем Мурома. Однако элита княжества не собирается принимать его жену — простолюдинку.

Зреет недовольство, плетутся заговоры и, наконец, вспыхивает бунт. Князю и княгине выдвигают условие покинуть стол по добру по здорову. В лучших традициях русских сказок Ефросинья соглашается, но с условием взять с собой в изгнание то, что захочет. Простодушные заговорщики, не подумав, бьют «по рукам», и княгиня берёт с собой мужа, то есть законного Муромского князя. Пара гордо удаляется в глушь, а элита, предоставленная сама себе, не справляется с внезапно свалившейся ответственностью, дружно режется и разваливает княжество.

Тут непонятно, то ли князей свободных в округе не нашлось, то ли никто из них не захотел взваливать на себя дела «бесхозной» муромской земли, но заговорщики наломали дров. Творящийся беспредел вызвал уместные вопросы в народе, и большинством голосов было решено призвать старых князя и княгиню из изгнания. Те возвращаются, правят долго и мудро, неся смиренность и нестяжательство.

Прикипев друг к другу душой, они завещают похоронить их вместе, для чего даже изготавливают загодя «двухместный» гроб. В христианской версии истории, супруги состарившись, приняли монашество под именами Пётр и Феврония. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час — 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). 

Здесь следует сделать очередное отступление от повествования. Некоторые исследователи видят в обряде совместного захоронения отголоски языческих обрядов совместного погребения правителей, когда жена добровольно уходила в Ирий за усопшим супругом. А 8 июля, по случайному совпадению, в народном календаре восточных славян — день первого покоса. День ведьм, оборотней, колдунов и проказ всякой нежити, начиная с домовых и кончая русалками. Считалось, что колдуны в этот день выжимают сок из тирлич-травы.

Из тирлича ведьмы выжимают сок и употребляют его для своих чар, особенно против гнева властей. С этого дня купались уже без оглядки, так как считалось, что последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. Этот день также считался и днём полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе. Всё растущее на земле — к «Иванову дню в полном соку».

Отголоски отшумевшего боярского бунта сказываются и после смерти княжьей пары, их, вопреки ясно высказанной воли, хоронят раздельно. Но непостижимым образом на следующий день после похорон тела супругов оказывались в специально заготовленном «двухместном» гробу. Стоит упомянуть, что местным понадобилось два раза явить это чудо, поскольку после первого перемещения тел тугодумные ближники не вняли очевидному указанию. После чего Пётр и Феврония незамедлительно принимаются творить чудеса.

Легенды, сказания и чудеса, являемые почившей княжеской четой, были настолько ярки и оригинальны, что первый признанный царь Русского царства Иоанн IV Грозный в XVI веке приказал канонизировать супругов. А паки того, переписать на христианский лад народные сказания, дабы поворотить народное внимание к православию. Для составления их полной официальной биографии был нанят известный московский журналист Ермолай. У него было два псевдонима: публичный «Еразм» и для своих «Прегрешный».

Он-то и собрал воедино все известные народные предания и легенды, объединив их в повествование, известное нынче как «Повесть о Петре и Февронии». Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. А у нас достойный всяческого подражания сюжет и праздник «День семьи, любви и верности». Символом праздника выбрали ромашку, простой, но благородный цветок. Также бытует мнение, что ромашка — цветок примирения.

В известном смысле, примирение не только на индивидуально-бытовом уровне между мужчиной и женщиной, но и между последователями народной и христианской обрядовых традиций. За это не грех и медовухи принять. И я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Урок Елены Троянской

«Всё могут короли, всё могут короли, и судьбы всей земли вершат они порой, но что ни говори, жениться по любви не может ни один, ни один король…» — помните этот отрывок из песни Л. П. Дербенёва, исполненной Пугачёвой? А ведь верно подмечено, судьба особ правящих династий чаще всего не принадлежит им самим. Их личная жизнь становится заложницей судеб вверенного им народа. Одним из самых ярких тому подтверждений можно считать историю любви и войны греков-ахейцев, переданную Гомером.

И опять отмечу, что мы с вами довольствуемся адаптированной версией, переписанной под пуританские нравы современного общества. Несомненно, оригинал являл собой более логичную и законченную конструкцию, лишённую искусственной стыдливости и умалчиваний самых ярких и горьких моментов. Но будем пользоваться тем, что есть, и читать между строк. Следует начать с того, что это были времена господства в Древней Греции и городах-полисах Малой Азии ахейцев. Это индоевропейцы, пришедшие из Центральной Европы.

О них вообще нужно завести отдельный разговор, но это дело будущего, пока же отметим для себя родственные связи ахейцев с причерноморскими племенами. Для общего понимания ситуации можно прочесть статьи «Генетики выяснили происхождение этрусков. Сенсация, не ставшая новостью» и «Скифы — хозяева евразийских степей (часть 1 и 2)». В такие интересные времена и произошла история Елены Троянской, иначе называемой также Еленой Прекрасной. Греческие авторы, любители выводить себя любимых от богов, не изменили себе и в этот раз.

Елену Гомер относил к разряду многочисленных дочерей Зевса, иначе нельзя было обособить её от всех других земных красавиц, ибо внешность девушки была настолько удивительной, что слава о ней разнеслась до самых глухих уголков греческого мира. И не только его одного. Будучи представительницей знатного рода, очаровательницу выдали замуж за спартанского царя Менелая. Учитывая специфику спартанского воспитания и образа жизни, было бы странно ожидать от неё благодарности за «подарок судьбы».

Так и сидела птичка в клетке до визита царевича одного из могущественных союзных полисов Троя, находившегося на побережье Малой Азии. Царь Трои Приам явно задумал что-то неладное, отправив в гости к оглушительной красавице невоздержанного и чувственного младшего сына Париса. Имея целью заключить военный союз со спартанским правителем, паренёк влюбился сразу и наглухо, как только увидел Елену. Но влюбиться и потерять голову — совершенно разные понятия, согласитесь!

Вместе с головой царевич, видимо, потерял и разум, ибо решил остаться надолго в гостеприимном дворце Менелая. Тоскующая от сухих спартанских военных нравов царица наверняка была рада компании влюблённого, образованного и, по всей видимости, красноречивого юноши. До такой степени, что согласилась сбежать от родного супруга с царственным посланцем из-за моря. Парис, надо полагать, успел согласовать безнравственный поступок с батюшкой, поскольку, когда любовники, пользуясь отлучкой спартанского царя, улизнули на корабле, в Трое их радушно приняли и немедля сыграли пышную свадьбу.

А в Спарте в это время горевал покинутый и обманутый царь Менелай. Нравы тогда были весьма и весьма свободными, и тот факт, что царица увлеклась молодым послом, вероятно, мало волновал сурового спартанского владыку, но двойного предательства он простить не мог. Почему двойного? С Еленой понятно, супружница не получала разрешения на развод и отплытие, но и Парис был не просто гостем, но официальным послом другого государства!

«Так он, лукавый, презлым заплатил за предобрейшее, сам захотел царствовать и Еленой Прекрасной владеть? Повинен смерти!» — так можно было бы перефразировать известную цитату из советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» применительно к нашей ситуации.

Грехопадение неверной жены и коварство троянского царевича нашли самый горячий отклик в элите греческого общества. Царя Менелая поддерживали как могли, рассчитывая, надо думать, поживиться за счёт очередной войны с богатым малоазиатским полисом. Демократические греческие полисы скинулись на войско и двинулись к Трое. Братоубийственная и кровавая война длилась десять лет, унеся жизни героев Ахилла, Аякса, сыновей Приама Гектора и того самого Париса. В итоге союзное греческое войско хитростью овладело Троей.

Вряд ли стоит описывать все ужасы завоевания античного города. Троя погибла в огне пожарищ, а её жители, включая царя Приама и всё его семейство, почти поголовно были вырезаны. По преданию, в ту страшную ночь вдова Париса, неверная Елена, спасалась в одном из троянских храмов. Разъярённый битвой царь Менелай, ворвавшись в храм, направился было вершить высшую справедливость, но сбежавшая жена смогла даже в такой обстановке настолько поразить слегка отвыкшего от её красоты бывшего супруга, что он выронил свой меч.

Хозяйственный Менелай решил «не пропадать же такому добру» и оставил жизнь Елене Троянской. Вернувшись с триумфом в Спарту, царь не нашёл там понимания у жён и родственников погибших в длительной войне воинов. Они дождались его смерти и выместили таки свои чувства на виновнице всех своих бед. Красавица Елена, по одним сведениям, была изгнана и канула в небытие, по другим, её банально забили камнями.

Впрочем, исход в её случае, надо полагать, был единственно возможным. Так некрасиво закончилась красивая вначале романтическая история.

Конкиста Испании — ищите женщину!

Интересное и поучительное предание существует в Испании. Оно рассказывает, как это европейское государство из римской провинции стало королевством варваров, а затем мусульманским эмиратом. Во времена падения Древнего Рима через Пиренейский полуостров прошли славяне вандалы, а следом за ними пришли готы и аланы. В европейской историографии эти (и многие другие) народы названы германскими, хотя никаких оснований так считать нет. Подробнее можно прочитать в статье «Как исказили великую историю славян — вандалов».

Кочевавшие по Европе союзные племена готов и аланов надолго осели в римской провинции, основав там в V веке своё государство. Время течёт, и всё меняется, изменилась и геополитическая ситуация в Северной Африке, где власть перешла к арабским владыкам. Те, естественно, жадно поглядывали на Пиренейский полуостров, отделённый от Африки нешироким Гибралтарским проливом. Но пролив запирался сильной византийской крепостью Сеутой на африканском побережье.

Правитель Сеуты не желал оставаться один на один с могущественными маврами и попросил покровительства готского короля. А поскольку тот и сам был заинтересован в стойкости обороны пролива, то дал своё согласие. За это Юлиан, получивший графский титул, должен был отбивать регулярные попытки мавров напасть на юг Пиренейского полуострова. Как залог союзничества в столицу готского государства Толедо была отправлена юная дочь графа Флоринда Ла Кава. Её приписали к фрейлинам двора, и она с радостью окунулась в мир соблазнов.

Через некоторое время отцу 16-летней девицы некто принёс чёрную весть: его дочь была коварно соблазнена с применением грубой физической силы королём готов Родериком. Вряд ли мы теперь узнаем правду, сама ли она нырнула в манящую возможностями опочивальню монарха или её туда заманили хитростью либо затащили грубой силой, но факт остался фактом. Безутешный отец, отдающий все силы на защиту коварного правителя, поддался эмоциям и, что называется, психанул. Он не просто опустил руки, а прямо пригласил мавров атаковать Готскую державу!

Юлиан не просто заключил с ними союз и сдал свою крепость, но и предоставил флот для переправы на европейское побережье. И скоро большое мавританское войско под водительством полководца Тарика ибн Зияда высадилось на Пиренейском полуострове. Завоевание было кровавым, поскольку в деле была замешана религия. После решающей битвы при Гвадалете готское войско вместе с королём Родериком было наголову разбито. Мавры завоевали страну всего за несколько лет. А освобождение длилось почти 800 лет!

Судя по остаточным сведениям, судьба графа Юлиана и его ветреной дочери была незавидной. По одним данным, ситуационный союзник мавров поссорился с завоевателями и закончил свои дни в темнице, а дочь оказалась там, где и было ей место — в гареме Тарика ибн Зияда. По другим, подправленным заботливой рукой христианских переписчиков, дочь Юлиана с согласия мавров ушла в христианский монастырь, где до конца своих дней замаливала грехи своего отца. Чего добился Юлиан и что принёс в судьбы сотен тысяч непричастных к его трагедии людей?

Да и была ли она, трагедия? Или это была всего лишь попытка провинциальной девочки забраться на вершину через постель сюзерена? Долгое время обе эти истории – и про Елену Троянскую, и про Флоринду Ла Кава – считались только легендами. Однако лет 200 назад археологи обнаружили развалины легендарной Трои, причём в тех же местах, на которые указывали греческие мифы. А совсем недавно были найдены арабские летописные хроники, которые подтвердили печальную роль графа Юлиана в мусульманском завоевании Испании.

Вот такая она разная — любовь. И, как я написал в самом начале статьи, приносит она отнюдь не всегда одни лишь радости да вечное счастье. Любовь любовью, сердце может и должно пылать чувствами, но голову надо стараться держать холодной и не терять рассудок. Как хотите, а мне наша история нравится больше. С наступающим праздником — Днём любви, верности и счастья!

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.

Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история. Следите за главными новостями онлайн.

В издательстве КТК «Галактика» вышла моя книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии» . Популярное изложение истории кочевого народа, создавшего огромную империю, о которую разбивались армии Александра Македонского, персидского царя Дария и римские легионы, дополненная сведениями генетиков. Доступна для покупки в магазинах Озон и Wildberries.

})
Оцените статью
Великая Евразия
Добавить комментарий